Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГБУ ФНКЦ ФМБА России: И.С. Радовича, О.В. Анурина, Т.А. Марченко,
ПК "Мастер": А.А. Банарцевой,
рассмотрев жалобу ПК "Мастер" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по медицинскому уходу в ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (Закупка
N 0373100037221000832) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов,
должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 03.12.2021 NЕИ/74015/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в конкурсной документацией предусмотрены услуги, которые не относятся к выбранному коду ОКПД2 отраженному в извещении о проведении аукциона (ОКПД2 86.90.12.000 - Услуги по медицинскому уходу).
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в рамках данной закупки Заказчиком был установлен код позиции ОКПД2 86.90.12.000 - "Услуги по медицинскому уходу".
В составе жалобы Заявитель указывает, что ознакомившись с положениями документацией, Заявителем было установлено, что в составе технического задания присутствует ряд услуг, которые не относятся к ОКПД 2: 86.90.12.000, так, например:
- п. 10.7. Технического задания предполагает обеспечение своевременного перемещения медицинских отходов класса А и Б из мест временного хранения в подразделениях Заказчика в централизованное место временного хранения, откуда производится вывоз отходов.
- п. 10.15. Технического задания предполагает при оказании услуг обязательно обеспечить приведение в порядок контейнерных площадок после выноса мусора и дезинфекцию после вывоза мусора с территории Заказчика, а также контроль за санитарно- эпидемиологическим состоянием площадки.
При этом, по мнению Заявителя, вышеуказанные услуги относятся к коду ОКПД2 38.12.11 - Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов.
- Раздел 9 Технического задания предполагает проведение различных видов уборки, в том числе генеральной уборки всех помещений, в том числе мест общего пользования, которые относятся к коду ОКПД2 81.29.1 - Услуги по чистке и уборке прочие.
- Раздел 8 содержит требование к стирке, что относится к ОКПД2 96.01.19.124 - Услуги по стирке спецодежды или ОКПД2 96.01.12.135 - Услуги по химической чистке спецодежды.
В обоснование своей позиции Заявитель также указывает, что код ОКПД2 86.90.12.000 включает в себя: услуги, оказываемые не лечащими врачами, а лицами, которым предоставлены юридические права по обслуживанию пациентов: услуги по уходу и обслуживанию (без госпитализации); консультирование и предоставление профилактических услуг пациентам на дому; уход за беременными и роженицами; уход за детьми (детская гигиена) и т.д.
Таким образом, по мнению Заявителя, из указанного кода следует, что уборка, стирка, вывоз мусора, не относящееся непосредственного к услугам по уходу за конкретным пациентом, не может включаться в услуги данного вида.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с указанными доводами на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что основным документом, определяющим трудовые функции младшего медицинского персонала является Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 12 января 2016 года N 2н "Об утверждении профессионального стандарта "Младший медицинский персонал" (далее - Профстандарт N2н)", данный документ является обязательным к применению в соответствии с ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, в п.3.1.2 Профстандарта N2н подробно описана трудовая функция по санитарному содержанию помещений, оборудования и инвентаря, включающая в себя:
1. Ежедневную влажную и генеральную уборка палат, помещений. кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств;
2. Обеззараживание воздуха и проветривание палат, помещений, кабинетов;
3. Обеспечение порядка в холодильниках и санитарное содержание холодильников для хранения личных пищевых продуктов пациентов;
4. Дезинфекцию предметов ухода. оборудования, инвентаря и медицинских изделий;
5. Предстерилизационную очистку медицинских изделий.
В соответствии с п. 3.1.2 Профстандарт N2н для осуществления трудовой функции "санитарное содержание помещений, оборудования и инвентаря" определены необходимые умения использовать моющие и дезинфицирующие средства при дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря. емкостей многократного применения для медицинских отходов.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N541н) ключевой должностной обязанностью санитарки является уборка помещений в медицинской организации, младшей медицинской сестры по уходу за больными, обеспечение содержания в чистоте больных, помещения.
Таким образом, законодательство не выделяет иной должности, которая могла бы осуществлять функцию по генеральной уборке или обработке вентиляционных решеток. Более того, выполнение уборки в соответствии с санитарными правилами, должно осуществляться персоналом, обученным в соответствии с действующими требованиями.
На основании вышеизложенного следует, что санитар обрабатывает все поверхности внутри помещений, включая вентиляционные решетки, поскольку их внешняя сторона является частью поверхности медицинских помещений.
Относительно оказания услуг по стирке спецодежды, инвентаря и салфеток представители Заказчика пояснили, что исполнителю по контракту не вменена обязанность к стирке постельного белья, одежды пациентов и тд, а вменена лишь обязанность стирки и дезинфекции спецодежды сотрудников самого исполнителя и используемого ими инвентаря.
Так, например в соответствии с п. 8.6 Технического задания весь инвентарь и оборудование после проведения работ должны подлежать дезинфекции, очистке, высушиванию и хранению. Использованный инвентарь (МОПЫ, салфетки) обеззараживают при стирке в профессиональных стиральных машинах с дозирующими устройствами с использованием дезинфицирующего средства. Для стирки и сушки использованного инвентаря (Мопы, салфетки) Исполнитель использует свои стиральные и сушильные машины, Заказчик определяет помещение для размещения стиральных и сушильных машин Исполнителя с подводкой водо-, электроснабжения, вентиляции.
Вышеуказанные требования Технического задания указаны в соответствии с требованиями п.5.5 и п.5.6 раздела "Требования к инвентарю и оборудованию", Национального стандарта ГОСТ Р 58393-2019 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги "Уборка в медицинских организациях", согласно которому "Текстильные протирочные материалы: молы, тряпки, салфетки, насадки - должны быть выполнены из тканых и нетканых натуральных, искусственных и синтетических волокнистых (микроволоконных) материалов, допускающих ручную и машинную стирку при температуре от 900 С до 950 С. Стиральные машины для стирки мопов, салфеток, тряпок должны быть установлены в местах комплектации уборочных тележек. Использование одних и тех же текстильных материалов в различных помещениях без их дезинфекции и стирки после их применения запрещается.
Согласно п.3.1.2. Профстандарта N 2н санитарное содержание помещений, оборудования и инвентаря также является трудовой функцией младшего медицинского персонала.
Согласно положениям Профстандарта N2Н, оказание услуг младшим медицинским персоналом относится к следующим видам экономической деятельности (ОКВЭД):
86.10 |
Деятельность больничных организаций |
86.90 |
Деятельность в области медицины прочая |
87.10 |
Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания |
Таким образом, по мнению Заказчика, все услуги перечисленные в техническом задании относятся по профстандартам к младшему медицинскому персоналу, более того услуги младшего медицинского персонала связаны между собой и напрямую относятся к трудовой функции младшего медицинского персонала.
Так, раздел 3 технического задания на оказание услуг по медицинскому уходу в ФГБУ "ФНКЦ" ФМБА России включает:
- Услуга по уходу за пациентами в медицинских подразделениях;
- Проведение санитарной обработки поверхностей: ежедневную влажную и генеральную уборки палат, санузлов, холлов, технических помещений, кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств с соблюдением режима проветривания и обеззараживания воздуха в медицинских подразделениях.
- Услуга по обеспечению инфекционной безопасности.
- Услуга по перемещению медицинских отходов из мест накопления до площадки временного хранения.
- Услуга по санитарному содержанию холодильников для хранения личных пищевых продуктов пациентов и обеспечения порядка в холодильниках.
- Дезинфекция и хранение предметов ухода за больными в соответствии.
Таким образом, оспариваемые работы в полной мере соотносятся с объектом закупки, а также с выбранным код ОКПД2 86.90.12.000.
При этом в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки вышеуказанным образом, а также не представлено документов, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Между тем Комиссия Управления также отмечает.
Главой 6 Закона о контрактной системе установлен порядок обжалования действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу п.2 ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных Законом о контрактной системе информации и документах, не подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок.
В силу ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с ч.2 ст. 4 Закона о контрактной системе обеспечивает, в том числе контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
Согласно ч.2 ст.4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.4 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Правила) единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках закупок.
В соответствии с пунктом 6 Правил Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство осуществляют свои полномочия в отношении единой информационной системы в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, утверждаемым в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В связи с вышеуказанным, доводы Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 Комиссией Управления не рассматривается.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ПК "Мастер" на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России необоснованной.
2. Доводы жалобы в части неверного выбора кода ОКПД2 оставить без рассмотрения согласно требованиям ст.99 Закона о контрактной системе.
3.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 03.12.2021 NЕИ/74015/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко
Н.С. Лушникова
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 декабря 2021 г. N 077/06/106-21782/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021