Резолютивная часть решения оглашена 09 декабря 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 декабря 2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_> от:
заказчика - администрации Главы Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев информацию администрации Главы Чувашской Республики о нарушении Заказчиком - администрации Главы Чувашской Республики требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии обратилась администрация Главы Чувашской Республики с информацией о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению социологического исследования по теме: "Общественно-политическая ситуация в Чувашской Республике" в 2021 году (изв N. 0815500000521000165) и заключении контракта со вторым участником закупки.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
26.10.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000521000165 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению социологического исследования по теме: "Общественно-политическая ситуация в Чувашской Республике" в 2021 году, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 150 000,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2021 N0815500000521000165-3 победителем данной закупки признано ООО "АГЕНТСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ "ОМНИБУС".
Второе место после победителя закупки заняло ФГБОУ ВО "РАНХиГС" в лице чебоксарский филиал ФГБОУ ВО " РАНХиГС ".
Установлено, что 29.11.2021 между Заказчиком и ООО "АГЕНТСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ "ОМНИБУС" заключен контракт N ЭА21-0165 на оказание услуг по проведению социологического исследования по теме: "Общественно-политическая ситуация в Чувашской Республике" в 2021 году.
Вместе с тем, 02.12.2021 дополнительным соглашением к контракту N 1 контракт расторгнут по соглашению сторон.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
Письмом от 07.12.2021 N 166/06-871 ФГБОУ ВО "РАНХиГС" в лице чебоксарский филиал ФГБОУ ВО " РАНХиГС " выразило согласие на заключение контракта на оказание услуг по проведению социологического исследования по теме: "Общественно-политическая ситуация в Чувашской Республике" в 2021 году.
При этом, пунктом 2.7 Информационной карты электронного аукциона и пунктом 1.4 проекта контракта установлено, что срок оказания услуг: с момента заключения контракта до 10 декабря 2021 г.
Следовательно, срок оказания услуг с момента заключения контракта с победителем (29.11.2021) составлял 12 дней.
Исполнение условий контракта в той редакции, которую Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок и направил победителю Закупки для подписания, вторым участником невозможно, поскольку условия данного контракта в равной степени ущемляют права как Заказчика, так и участника закупки.
Законом о контрактной системе не регламентируются случаи, при которых Заказчик имеет возможность продлить процедуру заключения контракта в связи с проведением электронного аукциона.
Частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Исходя из пункта 1 статьи 10 ГК РФ в отношениях участников оборота, в том числе при вступлении в договорные отношения, не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума N 25, если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, то в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 ГК РФ).
На основании вышеизложенного Комиссия Чувашского УФАС России считает возможным в рассматриваемом случае применить аналогию закона.
Кроме того, Комиссия управления принимает во внимание разъяснения Министерства финансов РФ, данные в письме от 15 апреля 2020 г. N 24-03-07/30236.
Минфин России отмечает, что согласно части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту.
Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, контракт по указанным основаниям может быть заключен на срок исполнения контракта с учетом периода выполнения работ и ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренных в документации о закупке, и сокращенный с учетом частично выполненных и принятых заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом Законом 44-ФЗ и принятыми в его реализацию нормативными правовыми актами порядок исчисления сокращенного срока исполнения контракта, указанного в документации о закупке, не установлен.
Федеральное казначейство в письме от 30 сентября 2019 г. N 14-00-06/20797 также отмечает следующее.
В соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта, заключенного по результатам электронной процедуры, по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя электронной процедуры.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе с учетом положений части 18 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом положения части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе не устанавливают форму заключения такого контракта и не содержат отсылки к порядку заключения контракта, предусмотренному статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Положения статьи 83.2 Закона о контрактной системе также не определяют порядок заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, в случае расторжения контракта с победителем электронной процедуры и не определяют сроки направления проекта контракта заказчиком такому участнику.
Таким образом, при возникновении у заказчика необходимости заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, по основанию, предусмотренному частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС в том числе на бумажном носителе.
С учетом изложенного, Комиссия отмечает, что государственный контракт должен учитывать требования извещения с учётом технологических сроков оказания услуг участником, а также не ущемления прав участников гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о прекращении производства по внеплановой проверке.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
Прекратить производство по внеплановой проверке действий заказчика - администрации Главы Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению социологического исследования по теме: "Общественно-политическая ситуация в Чувашской Республике" в 2021 году (изв N. 0815500000521000165).
<_>
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 9 декабря 2021 г. N 021/06/99-1298/2021 (ключевые темы: участники закупок - электронный аукцион - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - исполнение контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021