Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии:
- представителя заказчика - министерства информационных технологий и связи Хабаровского края Гусева Алексея Александровича по доверенности от 02.12.2021 N 02.02-02-3019;
- директора общества с ограниченной ответственностью "АВЕРС ИНФОРМ" Халикова Рустема Наилевича,
рассмотрев материалы дела N 7-3/657 по обращению заказчика - министерства информационных технологий и связи Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений обществе с ограниченной ответственностью "АВЕРС ИНФОРМ" (ИНН 0278177233) (далее - ООО "АВЕРС ИНФОРМ", Общество) и его учредителях: Хазанкине Вениамине Григорьевиче (ИНН 027400095605), Халикове Рустеме Наилевиче (директора) (ИНН 027407881541), Небит Елене Григорьевне (ИНН 027400015783), Семенове Сергее Вячеславовиче (ИНН 025608017120), Балакове Альберте Юрьевиче (ИНН 025603083200), уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по модификации функциональных возможностей программного продукта "АВЕРС: Управление лесным фондом ПРОФ" по результатам электронного аукциона N 0122200002521007310,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002521007310 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по модификации функциональных возможностей программного продукта "АВЕРС: Управление лесным фондом ПРОФ" размещено уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - министерства информационных технологий и связи Хабаровского края на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 03.11.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 900 000,00 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 17.11.2021.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0122200002521007310 от 18.11.2021, в связи с тем, что подана одна заявка, в силу ч. 16 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, аукцион признан несостоявшимся.
По результатам рассмотрения первой и второй части единственной заявки ООО "АВЕРС ИНФОРМ" (идентификационный номер N 110860732), в соответствии со ст. 67 Закона N 44-ФЗ, указанная заявка признана соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией и Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ контракт с участником электронного аукциона, признанного несостоявшимся, заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 названного Федерального закона в порядке, установленном ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи.
Ч. 5 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч. 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с ч. 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В силу ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в соответствии с ч. 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ проект контракта для его подписания победителем электронной процедуры размещен в ЕИС и на электронной площадке с использованием единой информационной системы 19.11.2021.
Регламентированный срок для подписания победителем электронной процедуры проекта контракта и предоставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта - 24.11.2021.
В связи с тем, что в установленный Законом N 44-ФЗ срок ООО "АВЕРС ИНФОРМ" проект контракта не подписан, протокол разногласий не направлен, в соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона от 25.11.2021, Общество признано уклонившимся от заключения контракта по закупке N 0122200002521007310.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В соответствии с п. 14 Правил Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как следует из пояснений ООО "АВЕРС ИНФОРМ", в связи с большой разницей с заказчиком в часовых поясах, Общество ошиблось со временем подписания проекта контракта и подписало его 25.11.2021 07:42 (МСК), т.е. уже после установленного Законом N 44-ФЗ срока, в качестве обеспечения исполнения контракта Обществом было представлено три исполненных контракта за последние три года. Вместе с тем, Общество фактически приступило к исполнению контракта на выполнение работ по модификации функциональных возможностей программного продукта "АВЕРС: Управление лесным фондом ПРОФ" с 18.11.2021, т.е. с даты, когда согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0122200002521007310 от 18.11.2021, ООО "АВЕРС ИНФОРМ" было признано победителем закупки, что подтверждается приказом от 18.11.2021 N 355.
Таким образом, по мнению Комиссии Хабаровского УФАС России действия со стороны Общества не свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества с намерением уклониться от заключения государственного контракта на выполнение работ по модификации функциональных возможностей программного продукта "АВЕРС: Управление лесным фондом ПРОФ" по результатам электронного аукциона N 0122200002521007310. В ходе рассмотрения Комиссией Хабаровского УФАС России настоящего дела установлены обстоятельства, предусмотренные подп. б) п. 14 Правил Постановления N1078, а именно: совершение ООО "АВЕРС ИНФОРМ" действий, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - министерством информационных технологий и связи Хабаровского края об ООО "АВЕРС ИНФОРМ" (ИНН 0278177233) и его учредителях: Хазанкине Вениамине Григорьевиче (ИНН 027400095605), Халикове Рустеме Наилевиче (директора) (ИНН 027407881541), Небит Елене Григорьевне (ИНН 027400015783), Семенове Сергее Вячеславовиче (ИНН 025608017120), Балакове Альберте Юрьевиче (ИНН 025603083200), в реестр недобросовестных поставщиков не включать
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 декабря 2021 г. N РНП-483
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021