Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель инспекции:
Члены инспекции:
,
(далее - Инспекция) в связи с поступлением обращения ООО "Лидер-ДВ", в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведена проверка действий заказчика - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение комплекса работ по текущему ремонту функциональных помещений Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (извещение о проведении аукциона N 0122100004021000016 от 30.04.2021) и закупки у единственного поставщика на оказание услуг по выполнению технического надзора (договор от 28.06.2021 N58/2021).
На заседании Инспекции Хабаровского УФАС России обеспечена явка представителя заказчика - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области) .
ООО "Лидер-ДВ" явку не обеспечило, о дате, месте и времени рассмотрения обращения уведомлено надлежащим образом.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение обращения ООО "Лидер-ДВ", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, в связи с чем Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки действий заказчика при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение комплекса работ по текущему ремонту функциональных помещений Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (извещение о проведении аукциона N 0122100004021000016 контракт от 01.06.2021 N ГК/52/2021) и закупки у единственного поставщика на оказание услуг по выполнению технического надзора (договор от 28.06.2021 N58/2021).
Указанное в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе послужило основанием для проведения внеплановой проверки действий Заказчика при осуществлении вышеуказанных закупок.
В рамках проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение об осуществлении закупки N 0122100004021000016 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 30.04.2021.
Способ осуществления закупки: аукцион в электронной форме.
Объект закупки: выполнение комплекса работ по текущему ремонту функциональных помещений Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.05.2021 N 0122100004021000016-3 победителем закупки признано ООО "Лидер-ДВ".
Контракт от 01.06.2021 N ГК/52/2021 между МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области и ООО "Лидер-ДВ" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122100004021000016 (далее - контракт).
Цена контракта - 697 117,70 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если заказчик не обладает специальными познаниями, то осуществление функции по контролю и надзору за исполнением контракта и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (эксперту, экспертной организации).
В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, экспертной организацией может быть любое физическое или юридическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, за исключением лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе.
Заказчиком для привлечения сторонней организации в качестве эксперта принято решение заключить договор, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 824-р (далее Распоряжение Правительства РФ N 824-р) федеральным органам исполнительной власти и находящимся в их ведении федеральным казенным учреждениям (за исключением заказчиков - федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, и подведомственных им федеральных казенных учреждений, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации) осуществлять с использованием единого агрегатора торговли (далее - ЕАТ).
В соответствии с п. 7 Распоряжения Правительства РФ N 824-р Федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения - заказчики, указанные в пункте 6 настоящего распоряжения, вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли, или при отсутствии в едином агрегаторе торговли товаров, работ, услуг, соответствующих потребностям таких органов и учреждений. При этом информация о таком контракте подлежит размещению заказчиком в реестре закупок, указанном в подпункте "д" пункта 2 настоящего распоряжения, за исключением информации о закупке, которая осуществлена в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и информация о которой размещается в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
В ходе закупочной сессии (объявление N 100013694121100041) не подано ни одного ценового предложения, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области заключен договор на оказание услуг по выполнению технического надзора от 28.06.2021 N58/2021 вне ЕАТ.
В качестве экспертной организации, в рамках заключенного договора, привлечено ООО "Хабрегиострой".
Во исполнение требований п. 7 Распоряжения Правительства РФ N 824-р Заказчиком размещен в открытом доступе в информационной системе ЕАТ "Березка" договор от 28.06.2021 N58/2021 (реестровый номер 100013694121100047).
В соответствии с ч.2 ст. 41 Закона о контрактной системе к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
Статья 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливая цели создания саморегулируемых организаций, предусматривает, что такими целями являются предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Поскольку объектом закупки является выполнение комплекса работ по текущему ремонту функциональных помещений Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, то предоставление выписки из СРО не требуется.
Таким образом, необходимость наличия выписки из СРО у ООО "Хабрегиострой" отсутствует.
В данной связи заключение договора на оказание услуг по выполнению технического надзора от 28.06.2021 N58/2021 между МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области и ООО "Хабрегиострой" не противоречит Закону о контрактной системе. Довод заявителя не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В части II "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены конкретные марки товара без указания возможности поставки эквивалента, например: Кондиционер Leberg LS-09FE3 с низкотемпературной опцией, Кондиционер Leberg LS-24FE3 с низкотемпературной опцией и др.
В действиях Заказчика устанавливается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
П. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено, что ни в Информационной карте аукциона, ни в документации об аукционе не содержатся требования п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Указанное образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.
В соответствии с п. 22 Информационной карты аукциона обеспечение исполнения контракта составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует вышеуказанное условие, указанное подтверждается материалами дела и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно преамбуле Информационной карты аукциона установлено следующее условие:
- "Приведенные ниже сведения составляют информационную карту аукциона и представляют собой наиболее существенные требования и условия проведения аукциона, которые уточняют, разъясняют и/или дополняют положения раздела 1. части I. "Аукцион" настоящей документации об аукционе.
При возникновении противоречий между положениями раздела 1 части I. "Аукцион" и настоящей информационной карты аукциона применяются положения раздела 2 "Информационная карта аукциона".
Таким образом, в аукционной документации установлен приоритет положений раздела 2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации в части, противоречащей положениям раздела 1 "Аукцион", из чего следует, что в случае установления таких противоречий, надлежит руководствоваться требованиями раздела 2.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
П. 15 раздела 2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, соответствующие значениям, установленным в части II "Описание объекта закупки" настоящей документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Примерная форма первой части (форма не является обязательной к применению и предоставлению для участия в аукционе, приведена для упрощения процедуры составления и подачи заявок участниками) приведена в приложении N 1 настоящей документации. Участник вправе подать информацию, необходимую для заполнения первой части заявки в произвольной форме.
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком ненадлежащим образом (в противоречие действующих требований ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе) установлены требования к содержанию составу заявки на участие в электронном аукционе. Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует вышеуказанное условие, что подтверждается материалами дела и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Относительно доводов ООО "Лидер-ДВ", о соблюдении законодательства при приемке товаров (работ, услуг) МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области по контракту 01.06.2021 N ГК/52/2021, а также законности действий МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области по привлечению лица, ранее принявшего участие в закупке, к приемке работ у победителя закупки в качестве специалиста технического надзора, а также в качестве эксперта, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
При таких обстоятельствах контроль за соблюдение предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта не относится к компетенции Хабаровского УФАС России, в связи с чем Инспекция Хабаровского УФАС России принимает решение о передаче обращения в части доводов, касающихся соблюдения законодательства при приемке товаров (работ, услуг) МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области по контракту 01.06.2021 N ГК/52/2021, а также законности действий МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области по привлечению лица, ранее принявшего участие в закупке, к приемке работ у победителя закупки в качестве специалиста технического надзора, а также в качестве эксперта в Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю для рассмотрения по существу.
Также Инспекцией Хабаровского УФАС России принято решение не выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание, поскольку контракт заключен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать доводы, изложенные в обращении ООО "Лидер-ДВ" в отношении действий заказчика - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение комплекса работ по текущему ремонту функциональных помещений Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (извещение о проведении аукциона N 0122100004021000016 от 30.04.2021) и закупки у единственного поставщика на оказание услуг по выполнению технического надзора (договор от 28.06.2021 N58/2021) - необоснованными;
2. Признать заказчика - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 11 ч. 1 ст. 31, ч. 30 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд";
3. Предписание не выдавать;
4. Обращение ООО "Лидер-ДВ" на действия заказчика - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение комплекса работ по текущему ремонту функциональных помещений Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (извещение о проведении аукциона N 0122100004021000016 от 30.04.2021) и закупки у единственного поставщика на оказание услуг по выполнению технического надзора (договор от 28.06.2021 N58/2021 в части доводов, касающихся соблюдения законодательства при приемке товаров (работ, услуг) по контракту 01.06.2021 N ГК/52/2021, а также законности действий МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области по привлечению лица, ранее принявшего участие в закупке, к приемке работ у победителя закупки в качестве специалиста технического надзора, а также в качестве эксперта передать в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения в пределах компетенции.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящий акт может быть обжалован в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Инспекции: |
|
Члены Инспекции: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 декабря 2021 г. N 134 (ключевые темы: технический надзор - товарный знак - антимонопольный орган - аукцион в электронной форме - текущий ремонт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021