Резолютивная часть объявлена 03.12.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Вторушин Н.А. по доверенности N 14 от 01.12.2021;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Югория Лифт СП" (ИНН: 8602259326; ОГРН: 1158617003885) от 26.11.2021 N11978/21, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов
(извещение N 0387200001521000157) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Югория Лифт СП" (ИНН: 8602259326; ОГРН: 1158617003885) от 26.11.2021 N11978/21 на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов (извещение N 0387200001521000157).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Заказчиком неверно определен порядок оценки нестоимостных показателей.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Заседание комиссии продолжено после объявленного перыва.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктами 10 - 11 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Исходя из приведенных положений Закона о контрактной системе и Правил N 1085, заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели), в том числе квалификация участника, "опыт", "квалификация трудовых ресурсов", и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, однако исключительно согласно данным нормам.
Таким образом, Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость в процентах (К) |
1. |
Цена контракта, сумма цен единицы товара, работы, услуги |
60 |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта |
40 |
Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
100% |
В критерии 2. Заказчик установил четыре показателя критерия с указанием коэффициента значимости и количества баллов по каждому.
Установив Показатель критерия 1. Заказчик руководствовался ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающей принципы открытости и прозрачности. Часть 2. указанной статьи гласит: "Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе". Предоставив возможность участникам предъявлять в качестве подтверждения опыта иные договоры, заключенные вне рамок ФЗ-44 и ФЗ-223, Заказчик тем самым дал бы возможность предоставления недостоверной, и непроверяемой информации. Закупка, проводимая Заказчиком, осуществляется по правилам и требованиям ФЗ-44, и должна соответствовать принципам и требованиям этого закона.
При установлении показателя критерия 2. Заказчик опирался на Техническое задание разработанное на основе нормативной базы, в частности это требования:
Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (принят решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 в ред. от 19.12.2019 N 112);
Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (принят решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 в ред. от 16.05.2016 N 37);
Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (принят Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743 в ред. от 14.08.2019 N 1047);
Руководство по эксплуатации. Лифт пассажирский электрический "OTIS2000R" N ПиП FOD (утв. генеральным директором ОТИС России В.Н. Авакяном от 16.02.2011 г.);
Руководство по эксплуатации. Лифт пассажирский "OTIS GEN2Comfort" без машинного помещения N ПиП FOD-21-255 (утв. Главным управляющим директором по России, Первым заместителем генерального директора В.Н. Авакяном от 28.11.2007 г.);
ГОСТ Р 55964-2014: Национальный стандарт РФ. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации;
ГОСТ 34441-2018: Межгосударственный стандарт. Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования;
Правил противопожарного режима Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (утв. приказом Минтруда РФ от 15.12.2020 N 903н);
и другие.
Так же Заказчик исходил из того обстоятельства, что является довольно крупным лечебным учреждением окружного значения, задача которого состоит в круглогодичном, круглосуточном и своевременном обеспечении медицинской помощи жителям и гостям города, и округа. Заказчиком ежедневно эксплуатируется 17 лифтов OTIS на двух объектах расположенных на существенном удалении друг от друга в разных частях города и необходимо предусмотреть одновременное нахождение специалистов на каждом из них в случае необходимости. Лифты предназначены как для самостоятельного перемещения пассажиров так и для транспортировки пациентов с ограниченными возможностями самостоятельного перемещения, а так же тяжелобольных из отделения реанимации в хирургическое отделение стационара, где простаивание даже одного лифта по причине поломки не допустимо, так как может привести к нарушению лечебного процесса, а быть может и к необратимым трагическим последствиям, а поэтому перемещение таких больных должно быть максимально быстрым и безопасным.
Кроме того, некоторые компетенции, установленные в показателе критерия, может совмещать и один сотрудник. Таким образом, для получения максимального количества баллов по данному показателю критерия участнику достаточно иметь десять специалистов соответствующего уровня квалификации, что не является завышенным требованием для технического обслуживания и ремонта, включая аварийно-техническое обслуживание всего количества лифтового транспорта Заказчика в соответствии с техническим заданием. По результатам закупки участник, признанный победителем и заключивший договор, будет обязан выполнять свои договорные обязательства в течение всего 2022 года, и некоторые его сотрудники могут отсутствовать по причине нахождения в отпуске или по причине временной нетрудоспособности, что весьма вероятно, и особенно актуально на сегодняшний день когда во всём мире, и в нашей стране в том числе продолжается пандемия SARS-CoV-2. А ведь согласно руководства по эксплуатации пассажирского лифта OTIS п.11.3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ, при эвакуации пассажиров только из одного лифта требуется как минимум два члена бригады. Из вышеизложенного можно смело сделать вывод, что установленные Заказчиком показатели критерия скорее занижены для тог чтобы обеспечить максимальную конкурентность проводимой закупки.
Показатель критерия 3., так же как и первый, второй и четвёртый показатели критерия установлены в целях выявления лучшего из предложенных условий участников закупки.
В каждом показателе критерия Заказчиком указано: "Непредставление в составе заявки требуемых документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки. В случае отсутствия документов по данному показателю, участнику присваивается 0 баллов."
Ни один из показателей критерия не является определяющим в оценке заявок участников конкурса. Любой участник, сомневающийся в максимальном наборе количества баллов по критерию 2., предоставивший документы не по всем показателям критерия, или совсем не предоставивший документы для оценки квалификации по данному критерию, вправе снизить своё ценовое предложение при окончательной подаче ценовых предложений и таким образом увеличить возможность стать победителем конкурса.
Установление показателей нестоимостного Критерия 2. не ограничивает количество участников, а лишь позволяют выявить наилучшее предложение исходя из потребностей Заказчика, при этом избежав существенных расходов связанных с неисполнением или не качественным исполнением своих обязательств по договору. Участником закупки может выступить любое лицо, готовое оказывать услуги, отвечающие требованиям конкурсной документации и удовлетворяющее потребностям Заказчика.
Вместе с тем, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей. Заказчик самостоятельно определяет в Документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки и их показатели и предусматривает формулу либо шкалу расчета количества баллов с учетом положений Закона о контрактной системе, Правил, а также особенностей объекта закупки.
Изучив конкурсную документацию Комиссией Управления установлено, что с момента опубликования извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и до окончания подачи заявок от участников не поступило ни одного запроса, в том числе и от Заявителя, который является участником настоящей закупки, т.е. готов заключить договор и выполнять работу на условиях размещенной заказчиком документации.
Так же, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 года N 11017/10 определены цели и задачи законодательства, регламентирующего осуществление государственных и муниципальных закупок, и устанавливается, что задачей заказчика является удовлетворение своих потребностей, а не обеспечение доступа к торгам максимально широкому кругу лиц.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя жалобы является необоснованным.
Жалоба ООО "Югория Лифт СП" (ИНН: 8602259326; ОГРН: 1158617003885) от 26.11.2021 N11978/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Югория Лифт СП" (ИНН: 8602259326; ОГРН: 1158617003885) от 26.11.2021 N11978/21, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов (извещение N 0387200001521000157) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 8 декабря 2021 г. N 086/06/54.3-1897/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021