Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Городская клиническая больница N7" (далее - Заказчик): *** (по доверенности), Галановой Т.И. (по доверенности);
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности);
ООО "МЕДТЕХНИКА ПЛЮС" (далее - Заявитель): *** (по приказу), *** (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 30.11.2021 поступила жалоба Заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий (извещение от 23.11.2021 N 0136500001121006423 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru), в части:
1) неустановления Заказчиком требования о представлении лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
2) неустановления Заказчиком требования о представлении аккредитации на КТС МИ.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (далее - Аукцион), документацией об Аукционе, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 23.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 870 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 02.12.2021, подано четыре заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям Аукционной документации.
23.11.2021Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0136500001121006423 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий.
1. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Аукционной документации, объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий.
В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) подлежит обязательному лицензированию деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 278 от 02.04.2012 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Постановление N 278), в соответствии с которым лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 6 Приложения к Постановлению N 278 лицензируемая деятельность включает в себя осуществление технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством предусмотрено лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения. Исключением из этого правила являются случаи, когда эти источники используются в медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 1.8.1 Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 40 от 26.04.2010, лицензия на право осуществления деятельности в области использования техногенных источников ионизирующего излучения не требуется, в том числе, если установки, генерирующие ионизирующее излучение, используются для медицинской диагностики или лечения пациентов организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включающую рентгенологию.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности.
Из буквального прочтения приведенных норм Закона о лицензировании и ОСПОРБ99/2010 следует, что исключение установлено законодателем не в отношении лица, осуществляющего определенную деятельность (лицензиата, медицинских учреждений), не в отношении вида деятельности (медицинской деятельности), а именно в отношении объекта деятельности - источников ионизирующего излучения (генерирующих), используемых в медицинской деятельности.
В данном случае для применения исключения, предусмотренного пунктом 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, правовое значение имеет не лицо, которое использует источники ионизирующего излучения, а область использования таких источников (в медицинской деятельности), что соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2016 N 306-КГ16-10960.
В рассматриваемом случае аукцион проводится в целях заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий, которое используется Заказчиком в медицинской деятельности. Данное обстоятельство исключает возможность предъявления к участникам Аукциона требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1445 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Перечня в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники предусмотрены следующие виды выполняемых работ, оказываемых услуг:
а) техническое обслуживание медицинской техники класса 2а потенциального риска применения;
б) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения;
в) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 3 потенциального риска применения.
Согласно пункту 5 Технического задания "Заказа на оказание услуг", Заказчиком в перечне медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, указано по позициям 1-101 на отсутствие класса потенциального риска, по позициям 102-167 класс потенциального риска 1.
Таким образом, учитывая отсутствие в Техническом задании медицинских изделий 2а, 2б и 3 класса потенциального риска применения, подлежащих техническому обслуживанию в рамках проводимой закупки, требование к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники не установлено правомерно.
Податель жалобы не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с отсутствием рассматриваемого требования в документации об электронном аукционе.
Комиссия полагает, что установление Заказчиком оспариваемого требования может затрагивать права и законные интересы участника закупки в том случае, когда это делает его участие в закупке невозможным (затруднительным).
Заявитель не ограничен в возможности подать заявку на участие в закупке, участвовать в электронном аукционе, стать победителем закупки, предложив наименьшую цену контракта.
В связи с изложенным, довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 Технического задания услуги оказываются в соответствии с требованиями:
- ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок"
- ГОСТ Р 56606-2015. "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения";
- ГОСТ Р 8.568-2017 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения"
- ГОСТ Р 58451-2019. "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения"
В соответствии с пунктом 4.3.2 ГОСТ Р 56606-2015 периодические испытания должны проводить организации, аккредитованные в установленном порядке на данный вид испытаний МИ конкретного типа.
Согласно пункту 2.2.7 Технического задания контроль технического состояния (в части испытаний) и/или поверку должны проводить организации (Исполнитель либо привлекаемые Исполнителем соисполнители), аккредитованные в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.1.3. проекта контракта Исполнитель имеет право привлекать к оказанию услуг по контракту третьих лиц.
Таким образом, наличие аккредитации, необходимой для проведения контроля технического состояния, проверяется заказчиком в ходе исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, при установлении требований к участнику закупки Заказчик исходил из конечного результата, получаемого в рамках исполнения государственного контракта.
Податель жалобы не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с отсутствием рассматриваемого требования в документации об электронном аукционе.
В связи с изложенным, довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МЕДТЕХНИКА ПЛЮС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 7 декабря 2021 г. N 05-6/1-260-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021