На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России в составе:
председатель Комиссии: *- начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: *. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи,
в присутствии:
представителя заказчика - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике (ИНН 1817000257, далее - Заказчик): *
представителя поставщика - ООО "СТЭК" (ИНН 1832156403, далее - Поставщик, Общество): **
в результате рассмотрения обращения Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СТЭК" (ИНН 1832156403) в связи принятием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона "Поставка угля каменного" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313100005021000002, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
04.02.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещены документация и извещение о проведении аукциона в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 097 596,48 рублей.
Объектом закупки является поставка каменного угля (код позиции 05.10.10.000-00000003) (далее - Товар) в количестве 528 тонн.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.02.2021 на участие было подано 10 заявок, 9 из которых признаны соответствующим требованиям аукционной документации и участнки допущены к участию в нем.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.02.2021 победителем закупки признан участник ООО "СТЭК" с предложением о цене контракта в размере 1 803 040,61 рублей.
16.02.2021 на основании ч.18 ст.34 Закона о контрактной системе по предложению Заказчика с увеличением количества поставляемого товара между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт (номер реестровой записи в ЕИС - 1181700025721000009, далее - Контракт) на сумму 3 097 268,95 рублей (не превышающей НМЦК) поставки угля каменного в количестве 907 тонн.
Справкой от 24.02.2021 N3/21 Общество подтвердило Заказчику о наличии угля каменного в количестве 1800 тонн на складе.
Согласно информации и сведениям, размещенным в карточке контракта в период с 26.02.2021 по 15.04.2021 Обществом была осуществлена поставка 8 партий товара на сумму 1 737 543,97 рублей, что соответствует количеству 508,82 тонн.
12.10.2021 Заказчик посредством электронной почты направил в адрес Поставщика заявку на поставку товара от 12.10.2021 исх.N19/ТО/56-1-2369.
В этот же день, в ответ на заявку Обществом в адрес Заказчика было направлено письмо от 12.10.2021 N83/21 с просьбой отложить поставку до 29.10.2021.
14.10.2021 Заказчик посредством электронной почты направил в адрес Поставщика вторую заявку на поставку товара от 14.10.2021 исх.N19/ТО/56-1-2388, а также претензию с требованием о соблюдении условий контракта и необходимости поставить товар от 14.10.2021 исх.19/ТО/56/1-2385.
Согласно письма от 20.10.2021 N88 Общество направило Заказчику предложение о расторжении контракта по соглашению сторон.
21.10.2021 Заказчик принял решение N19/ТО/56/1-2429 об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку угля каменного (размещено в ЕИС 21.10.2021).
Руководствуясь ст.523 ГК РФ, ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, п.9.3 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.02.2021 NА1 в связи с неоднократным нарушением Обществом сроков поставки товара.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России (далее - Комиссия) представитель Заказчика пояснил, что Поставщику дважды направлялась заявка на поставку товара, однако он их не исполнил, чем нарушил условия заключенного контракта. Так же пояснил, что Общество направило в его адрес соглашение о расторжении контракта, однако нужда Заказчика не отпала, он остро нуждается в поставке товара, и при таких обстоятельствах, когда Поставщик не исполняет условий контракта он вынужденно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представители Поставщика пояснили, что частично ими были выполнены условия контракта, однако при сложившейся ситуации на рынке продажи угля, при его отсутствии в наличии на складе, закупить уголь в необходимом объеме ему не представилось возможным.
Рассмотрев письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении обращения, доказательства, представленные в материалы дела, документы и сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить и передать в собственность Заказчика уголь каменный в количестве, наименовании, цене и с характеристиками, указанными в Спецификации к Контракту (Приложение N1), а Заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного товара на условиях настоящего Контракта.
П.4 Приложения N1 контракта определен срок поставки товара следующим образом: поставка товара производится с момента заключения государственного контракта до 24.12.2021 в рабочие дни недели с 9-00 ч. до 11-00 ч., с 13-00 ч. до 16-00 ч. (по местному времени МСК+1). Доставка осуществляется в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика. Заявка Заказчика направляется Поставщику в электронной форме (сканированный вариант) на электронный адрес Поставщика. Поставщик обязан уведомить по телефону Заказчика о дате поставки товара не позднее чем за 2 рабочих дня.
Согласно п5.1 Контракта срок поставки товара указывается в Спецификации (Приложение N1).
На основании п. 12.1 Контракта, он вступает в силу со дня его заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации и действует по 31.01.2022 (включительно), при этом окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту, за исключением обязательств по оплате поставленного и принятого товара, а также обязательств, связанных с недостатками поставленного товара.
В соответствии с п.9.2, 9.3 Контракта, он может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ, так же Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
-неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов и недопустимости смещения вектора публично-правовой защиты исключительно в сторону государственного заказчика последнему в случае предъявления им требований о включении сведений о своем контрагенте по договору в реестр недобросовестных поставщиков надлежит максимально обеспечить этому лицу возможность исполнения своих обязательств по этому договору, и только в случае неисполнения последним этих обязательств, что подлежит четкой и недвусмысленной документальной фиксации, со стороны заказчика допустимо предъявление требований о применении к его контрагенту мер публично-правовой ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пп. "а" п. 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "б" п. 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с п.15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из представленных сведений и документов в материалы дела, Поставщик в установленный срок не осуществил поставку угля каменного для нужд Заказчика по двум заявкам от 12.10.2021 исх.N19/ТО/56-1-2369, от 14.10.2021 исх.N19/ТО/56-1-2388, не исполнил требование Заказчика о необходимости поставки от 14.10.2021 исх.19/ТО/56/1-2385, что нарушило права Заказчика, в правомерные ожидания которого входило исполнение обязательств надлежащим образом, также с учетом резервов, указанных на запрос Заказчика в справке от 24.02.2021 N3/21, которой Общество подтвердило Заказчику наличие угля каменного. Такие действия Общества повлекли негативные последствия для Заказчика, поскольку товар необходим для обеспечения в зимний период теплом зданий, подведомственных Заказчику. В связи с чем, Заказчиком правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, поскольку Обществом неоднократно допущено нарушение сроков поставки товара.
Однако Комиссией при рассмотрении настоящего дела принято во внимание следующее.
Анализ информации, находящейся в открытом доступе о динамике цен на уголь, в том числе с официального сайта Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru "Об индексе цен производителей промышленных товаров в октябре 2021 года" показал, что по сравнению с началом года в добыче полезных ископаемых при поставках на внутренний рынок выросли цены, в том числе на уголь порядка 90%. Такое резкое увеличение цены является непрогнозируемым и не зависящим от воли сторон, что указывает на объективную невозможность исполнить условия контракта, при отсутствии в необходимом количестве товара на складе Поставщика.
Так же, учтен тот факт, что Обществом до принятия решения об одностороннем отказе принимались меры по его исполнению, а именно в материалы дела приложены запросы на поставку угля от Общества в адрес контрагентов:
- ООО "Первая угольная" (от 02.08.2021 N53/21, от 06.09.2021 N71/21) с последующим ответом от 14.10.2021 последовал ответ Общества в адрес Заказчика, от 14.10.2021 N41 в котором он сообщает об отгрузке товара в конце октября 2021 года;
- ООО "Авангард" (от 13.08.52021 N57/21, от 01.09.2021 N68/21), с ответом от 15.10.2021 N218 с указанием причин невозможности поставки угля:
-переориентированность российского рынка угля на экспорт, уменьшение внутренних квот;
-увеличение тарифов от ОАО "РЖД" на провозную плату;
-тотальный дефицит вагонов по всем территориям железнодорожных работ, увеличение ставки на 80% от прошлого периода.
Комиссией Удмуртского УФАС установлено, что ООО "СТЭК" нарушило условия контракта и требования п.2 ст.523 ГК РФ, однако при оценке действий Общества признаки недобросовестности не выявлены. Довод Поставщика, о том, что Заказчик должен был заключить соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон противоречит Закону о контрактной системе, поскольку такая возможность допускается по инициативе Заказчика и в исключительных случаях, предусмотренных Законом.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС приходит к выводу об отсутствии оснований для включении сведений в отношении ООО "СТЭК" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, изучив представленные документы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "СТЭК" (ИНН 1832156403, Юридический адрес: 426000, Россия, Удмуртская Респ., город Ижевск г.о., Ижевск г., Карла Маркса ул., д. 399, офис 111); лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, учредитель: Загребин Эдуард Викторович (ИНН 183466782634) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 ноября 2021 г. N 018/06/104-1139/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021