Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:. О.Ю. - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: .- ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, . - специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика ФГБO УВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Сонет" (ИНН 1834024882) в связи принятием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного Аукциона "Оказание услуг по дезинсекции, дератизации, газации, акарицидной обработке" (номер извещения в ЕИС - 0313100008921000015, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по средствам видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика - ФГБO УВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" (далее - Заказчик): . (доверенность N63 от 25.06.2021),
законного представителя ООО "Сонет" (далее - Общество, Исполнитель): . по паспорту,
представителя ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): . (доверенность N 17-юр от 27.07.2021),
УСТАНОВИЛА:
17.03.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 068 174,80 рублей.
Согласно протокола рассмотрения заявок участников на участие в аукционе от 26.03.2021 на участие в Аукционе подано 8 заявок участников.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.03.2021 победителем закупки определен участник закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям документации, предложивший наименьшую цену контракта - ООО "Сонет"
13.04.2021 по итогам проведения Аукциона между Заказчиком и победителем Аукциона - ООО "Сонет" заключен контракт (далее - Контракт, реестровый номер контракта - 1183103274021000051). Цена контракта составляет - 289 659,13 руб.
Согласно решению Заказчика от 15.10.2021, размещенного в ЕИС 15.10.2021, Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта в связи с не исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
22.11.2021 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое поведение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества выразившееся в следующем.
Согласно пункту 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется оказывать "Услуги по дератизации, дезинсекции объектов ФГБОУ ВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" (далее услуги), и сдавать их результаты Заказчику, а Заказчик обязуется принимать результаты оказания услуг и оплачивать их.
Услуги оказываются по заявке Заказчика и согласовываются Сторонами (пункт 1.3 Контракта).
Согласно пункту 4.3 Контракта приемка оказанных услуг производится Заказчиком за отчетный период, равный одному календарному месяцу.
В соответствии с пунктом 4.4 Контракта, в случае обнаружения недостатков в оказанных за месяц услугах или при наличии за этот отчетный период комиссионных актов о ненадлежащем исполнении условий контракта, производится перерасчет сумм, подлежащих оплате за истекший месяц. В акте приема-передачи выполненного объема услуг производится корректировка стоимости предъявленных к оплате услуг
Согласно пункту 4.5 Контракта ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, Исполнитель направляет Заказчику Акт сдачи-приемки оказанных услуг, счет, счет-фактуру (в случае, если законодательством предусмотрено его предоставление).
В силу пункта 6.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон Контракта от исполнения своих обязательств в соответствии ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и действующим Российским законодательством.
В соответствии с пунктом 6.3 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям документации об Аукционе, что позволило ему стать победителем Аукциона.
Согласно технического задания дезинсекция включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение.
Весь комплекс мероприятий должен проводиться независимо на каждом участке. Все услуги должны выполняться в полном соответствии с действующим законодательством РФ:
- Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- СанПиН 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий";
- СанПин 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение";
- и другие действующие на момент оказания услуги Санитарные правила и нормы.
Техническим заданием установлены требования к используемым средствам. При работе с родентицидами и дезинсекционными средствами соблюдаются условия, исключающие возможность отравления людей, иных видов животных, возникновения аварийных ситуаций. Все препараты должны быть сертифицированными и разрешенными для применения, иметь свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующего средства, официальные инструкции по применению. Препараты должны применяться с соблюдением требований экологической безопасности.
При исполнении Контракта, Исполнителем неоднократно нарушались условия Контракта в отношении кратности плановых обследований на заселенность членистоногими жилых зданий в соответствии с п. 3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно- гигиеническое значение", а именно в период с мая по июнь 2021 года не проводились повторные контрольные мероприятия по дезинсекции следующих объектов Заказчика: общежитие N3 г. Ижевск, ул. Студенческая, 46, общежитие N4 г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, 30, общежитие N5 г. Ижевск, ул. Песочная, д.38, общежитие N6 г. Ижевск, ул. Песочная, д.38а, общежитие N7 г. Ижевск, ул. Песочная, д.38б.
19.05.2021 Заказчиком в одностороннем порядке был составлен Акт проверки качества оказанных услуг по дератизации и дезинсекции ФГБОУ ВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" N 204, согласно которому комиссия Заказчика выявила, что обработка по дезинсекции в общежитии N 6 проводилась не на всей площади, указанной в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту). Исполнителем при оказании услуг не были предъявлены Заказчику сертификаты или другие документы (свидетельства, инструкции по применению), удостоверяющие качество и подтверждающие класс опасности используемых препаратов. Срок устранения выявленных нарушений установлен до 01.06.2021. Нарушения в установленный срок не устранены Обществом.
По заявкам Заказчика от 10.06.2021 N2215/01-25, от 30.06.2021 N 2377/01-25, от 22.07.2021 исх.N2732/01-25 услуги Обществом оказаны не были.
Письмом от 19.07.2021 N123 Исполнителем было предложено обработать помещения методом холодного пара. Данный метод предполагает запрет нахождение людей и животных в помещениях в момент обработки и после обработки в течении 5-6 часов.
23.07.2021 Заказчик дал ответ Исполнителю о невозможности освободить помещения полностью и предложил использовать другой метод обработки, который возможен при нахождении людей в помещении, а именно метод опрыскивания с применением жидкого инсектицидного средства "Гранд". Услуги не оказаны.
02.08.2021 Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена претензия исх.N 2832/01-25 от 02.08.2021 на электронную почту: sonct.udm@mail.ru, и заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес: 426067, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Союзная, 3-14. Согласно почтовому идентификатору 80081363736702, претензия 05.08.2021 была доставлена адресату в место вручения и 06.09.2021 возвращена отправителю за истечения срока хранения в почтовом отделении.
Исполнитель проигнорировал данную претензию и не устранил замечания Заказчика, а именно не произвел контрольные мероприятия по дезинсекции в августе 2021.
В сентябре 2021 Исполнителем были проведены мероприятия по дезинсекции общежитий N 2, 3, 4, 5, 6, 7 Заказчика с 08.09.2021 по 13.09.2021. Акты оказанных услуг Исполнителем составлены не были.
Заказчиком 07.10.2021 при проверке качества оказанных услуг по дезинсекции, проведенные Исполнителем в сентябре 2021, были выявлены несоответствия оказанных услуг условиям Контракта, а именно наличие на кухне, в холлах, коридорах и жилых комнатах большого количества членистоногих (тараканов). По результатам проверки оказанных услуг, Заказчиком составлены Акты N 245, 246, 247, 248 от 07.10.2021 ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Таким образом, Заказчиком установлено, что ООО "Сонет" неоднократно нарушались условия Контракта, что подтверждают составленные Акты проверки качества оказанных услуг по дезинсекции и неоднократные нарушения периодичности оказания услуг по проведению контрольных мероприятий в течение каждого месяца в соответствии с п. 3.5 СанПиП 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", а именно с мая по сентябрь 2021.
Исходя из вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Контракта Исполнителем, 15.10.2021 Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Сонет", так как Общество не предпринимало мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, а лишь уведомило Заказчика о возможности обработки помещений методом холодного пара, в то время как с целью исполнения взятых на себя обязательств по контракту, должно было воспользоваться всеми возможными методами обработки помещений. Доказательств обратного не имеется. На заседании Комиссии Общество указало, что оказывало услуги по контракту, однако в материалы дела не представлены акты выполненных работ.
Таким образом, обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО "Сонет" при подаче заявки на участие в Аукционе, заключении и исполнении условий контракта, как хозяйствующий субъект должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков из-за неисполнения обязательств по Контракту. Также представителем Общества не даны объяснения в связи с чем, не были оказаны услуги по заявкам Заказчика, не устранены выявленные нарушения в ходе оказания Обществом услуг, а также в связи с чем Общество не предприняло все зависящие от него меры для исполнения условий контракта.
Кроме того, необходимо учесть, что в связи с ненадлежащим исполнением условий Контракта, Заказчик претерпел неблагоприятные последствия в виде несоответствия помещений санитарным правилам и нормам. На дату рассмотрения дела, Роспотребнадзором проводится проверка помещений Заказчика на соответствие требованиям санитарным правилам и нормам. В случае выявления несоответствий на Заказчика будет наложен штраф. Также немаловажным фактором является то, что люди, проживающие в общежитии, находятся в антисанитарных условиях, опасных для их здоровья.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Сонет" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Сонет" (426075, Удмуртская Республика, город Ижевск, улица союзная, 3, 14; ИНН: 1834024882, сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица: ., ИНН 183400521342) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по дезинсекции, дератизации, газации, акарицидной обработке" (номер извещения в ЕИС - 0313100008921000015) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Сонет" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
22.11.21 |
25.11.21 |
25.11.21 |
0 |
26.11.21 |
03.12.21 |
03.12.21 |
0 |
08.12.21 |
08.12.21 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 3 декабря 2021 г. N 018/06/104-1155/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021