Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Администрации Ленинского сельского поселения (далее - заказчик) - ходатайство от 01.12.2021 г., Общества с ограниченной ответственностью "ЭнДор" (далее - ООО "ЭнДор", заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству Дома культуры на 49 мест в п. Игнино Куйтунского района Иркутской области", извещение N 0134300035721000002, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) 25 ноября 2021 года поступила жалоба ООО "ЭнДор" на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя жалобы, документация об электронном аукционе содержит требования по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 18 ноября 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300035721000002, документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по строительству Дома культуры на 49 мест в п. Игнино Куйтунского района Иркутской области (далее - конкурсная об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 90 426 300 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Так, в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
Пункт 1: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пункт 8: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1-3 настоящей части.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (ч. 2 ст. 33 Федерального закона 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.
Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых, является предметом закупки.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 09.04.2019 N МЕ/28771/19, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
Не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Для поставки оборудования в целях комплексного оснащения оборудованием от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.
При этом, при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание требования Федерального закона N 44-ФЗ, выполнение работ по строительству и оснащение оборудованием осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов, в связи с чем данные закупки необходимо осуществлять различными процедурами.
В ходе изучения документации об аукционе Комиссия Иркутского УФАС России установила, что в локальных ресурсных сметных расчетах указаны следующие товары:
1. Локальный ресурсный сметный расчет N 02-01-11:
- кинопроектор, тип: А-164А;
- ультракороткофокусный проектор 4:3 с яркостью 4000 лм и разрешением XGA;
- экран Spectra с электроприводом, 300х400 см;
- ноутбук HP 15, Intel Core i5, 16 Гб, win 10, ssd 512 da3031ur.
2. Локальный ресурсный сметный расчет N 02-01-12:
- пульт микшерский, тип: 100К-33; 100К-35;
- активная акустическая система, 15", 1300 Вт, SPL max 136 дБ, 45 Гц-20 кГц, кроссовер цифровой FIRDSR115;
- активный сабвуфер (бэндпас) 18", RMS 800 Вт DXS18;
- активная акустическая система, 12", 1100 Вт, SPLmax132дБ, 52 Гц-20кГц, кроссовер цифр. FIR, 3 входа DSR12;
- цифровой микшер, 32-канала X32 PRODUCER MGP16X;
- радиосистема с 2-мя ручными передатчиками BLX2 с капсюлем микрофона SM58 и приемником BLX88 Dual, 662-686 МГц. BLX288E/SM58 M17;
- вокальный микрофон, динамический, кардиоидный, 50-15000 Гц SM58-LCE;
- стойка микрофонная, с кнопочным механизмом изменения высоты, 99-159 см, с изменяемой длиной "журавля" 52-92 см MS-FMV;
- иные товары, указанные в смете, которые не относятся к оборудованию, неразрывно связанному с объектом строительства, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства, в том числе в локальных ресурсных сметных расчетах NN 02-01-10.
Заказчик не представил доказательств, что товары, перечисленные в локальных ресурсных сметных расчетах, неразрывно связаны с объектом строительства.
Таким образом, указанные в документации об аукционе строительные работы и поставляемые товары не связаны технологически и функционально, поскольку поставка таких товаров как кинопроектор, экран, ноутбук, микрофон, акустическая система, и т.п., должна осуществляться в качестве следующего за строительством этапа, а не как часть самого этапа строительства.
Следует отметить, что положениями статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ одновременная закупка строительных работ и поставки товаров возможна при следующих условиях:
а) часть 55: до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56-63 настоящей статьи;
б) часть 56: в случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
в) часть 57: в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
В связи с чем, только при наличии одновременно стадии проектирования и выполнения работ возможно включение в контракт поставки оборудования.
Однако, согласно данным документации об аукционе строительные работы необходимо выполнить на основании уже разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, т.е. предмет закупки не предусматривает стадию проектирования.
Также, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 05.06.2018 N 303-КГ18-6481 по делу N А24-4483/2016 для наличия у заказчика права на объединение в один предмет закупки выполнение работ по строительству и поставки товаров, не относящихся напрямую к выполнению подрядных работ, необходимо условие о выполнении строительных работ "под ключ".
Согласно нормам Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N147, метод строительства объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включающий в себя проектирование, выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, ввод в эксплуатацию.
Судами сделан вывод о том, что такие товары, как: шкафы, полки, тумбы, столы письменные, не являются оборудованием, технологически и функционально связанными со строительными работами и поставка которых может осуществляться отдельно.
Таким образом, действия заказчика, утвердившего документацию об аукционе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, с отсылочной нормой на часть 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика при формировании и утверждении документации об аукционе выявлено следующее нарушение Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В подпункте 1 пункта 21 части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе указано, что вторая часть заявки должна содержать в том числе "наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ в документации об аукционе предусмотрено условие о предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей участника такого аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общество с ограниченной ответственностью "ЭнДор" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 33; пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить исполнение выданного заказчику предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть предписания объявлена 02.12.2021 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 07.12.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Администрации Ленинского сельского поселения (далее - заказчик) - ходатайство от 01.12.2021 г., Общества с ограниченной ответственностью "ЭнДор";
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 038/1376/21 от 07 декабря 2021 года, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВЕТ:
1. Заказчику устранить допущенные нарушения пункт 1 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 33; пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 путем отмены аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству Дома культуры на 49 мест в п. Игнино Куйтунского района Иркутской области (реестровый номер торгов 0134300035721000002).
2. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" обеспечить возможность исполнения заказчиком п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в срок до 22 декабря 2021 года представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пункта 1 предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021