Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: /////;
с участием представителя Управления территориального развития и обустройства Администрации Шелеховского района (далее - заказчик) - //// без надлежащим образом оформленных полномочий на участие в рассмотрении жалобы; представителя Муниципального казенного учреждения Шелеховского района "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Шелеховского района" (далее - уполномоченный орган) - ////,
в отсутствие представителя Индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А., заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, извещение N 0334300041421000155, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) 25 ноября 2021 года поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Заявитель указывает, что требования о предоставлении исполненных не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, из которых следует, что считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 11 ноября 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0334300041421000155, а также документация об открытом конкурсе в электронной форме, проводимом с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним муниципального контракта на строительство водопроводных сетей д. Олха (далее - конкурсная документация).
Конкурсная документация утверждена должностным лицом уполномоченного органа.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 111 519 926 рублей 00 копеек.
В Приложении N 2 к конкурсной документации в порядке оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком определены стоимостные и нестоимостные критерии оценки таких заявок.
Так, по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком указано: "Для оценки заявок учитываются контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
Оценивается информация об исполненных контрактах (договорах), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, заключенных и исполненных за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявок. При этом стоимость каждого из исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.
*Под успешным исполнением контрактов (договоров) понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам). При оценке учитываются только полностью исполненные контракты (договоры)".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию конкурсной документации установлены в статье 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
При этом, в силу пункта 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается установление порядка оценки, приводящего к ограничению числа участников закупки.
Таким образом, заказчик/уполномоченный орган определяет критерии оценки заявок в соответствии с Правилами с учетом соблюдения условия о том, что такие критерии не приведут к ограничению числа участников закупки.
По мнению Комиссии, указание в критерии оценки требования о наличии контрактов, исполненных за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявок, может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что уполномоченным органом нарушен пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод заявителя о неправомерности критерия в части отсутствия штрафных санкций по исполненным контрактам, Комиссия считает необоснованным, поскольку в Правилах указано опыт по успешной поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг), что может подразумевать исполнение контракта без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44- заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в открытом конкурсе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. частично обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган нарушившим пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию об открытом конкурсе в электронной форме.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения уполномоченным органом выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
_____________ |
|
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть предписания объявлена 02.12.2021 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 07.12.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ////;
с участием представителя Управления территориального развития и обустройства Администрации Шелеховского района - /// без надлежащим образом оформленных полномочий на участие в рассмотрении жалобы; представителя Муниципального казенного учреждения Шелеховского района "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Шелеховского района" (далее - уполномоченный орган) - ////,
в отсутствие представителя Индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича;
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 038/1379/21 от 07 декабря 2021 года, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВЕТ:
1. Уполномоченному органу в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего предписания устранить допущенные нарушения:
1.1. Внести изменения в документация об открытом конкурсе в электронной форме, проводимом с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним муниципального контракта на строительство водопроводных сетей д. Олха, извещение N 0334300041421000155 с учетом решения Комиссии Иркутского УФАС от N 038/1379/21 от 07 декабря 2021 года по настоящей жалобе и требований законодательства Российской Федерации о закупках;
1.2. Продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
1.3. Назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупки, дату и время рассмотрения и оценки заявок, дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта.
1.4. Разместить соответствующую информацию на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер":
2.1. Обеспечить возможность исполнения уполномоченным органом выданного предписания.
2.2. Уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в закупки (извещение N 0334300041421000155) о новой дате окончания срока подачи заявок на участие, дате рассмотрения и оценки заявок, дате подачи участниками окончательных предложений о цене контракта, дате рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе.
3. Оператору электронной площадки, заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (поставщика, подрядчика) в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
4. В срок до 24 декабря 2021 г. представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021