Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
Посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30 при участии представителей:
- заказчика в лице МБУ "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление" *
- заявителя в лице ООО УК "Теплый дом" *
- в отсутствие уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомлённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечившего подключение,
рассмотрев жалобу ООО УК "Теплый дом" (628422, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Базовая, д. 15/1) о нарушении заказчиком в лице МБУ "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление" (620141, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Армавирская, д. 37), уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 24а), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по содержанию объектов улично-дорожной сети и объектов зелёного хозяйства на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга (извещение N 0162300005321002260) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО УК "Теплый дом" (вх. N 01-31999 от 30.11.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице МБУ "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление", уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по содержанию объектов улично-дорожной сети и объектов зелёного хозяйства на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга (извещение N 0162300005321002260), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО УК "Теплый дом" указал, что заказчиком в аукционную документацию (проект контракта, Техническое задание) включены требования, ограничивающие конкуренцию среди участников закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Представители заказчика в лице МБУ "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление" с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
25.11.2021 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300005321002260 на оказание услуг по содержанию объектов улично-дорожной сети и объектов зелёного хозяйства на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 723 601,01 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно п. 2.4. Проекта контракта авансирование Контрактом не предусмотрено. Оплата производится по факту оказания Услуг, на основании акта оказанных услуг или универсального передаточного документа, подписанных Сторонами с приложением дефектной ведомости, подписанной Исполнителем, предъявленного Исполнителем счета-фактуры или универсального передаточного документа (в случае если Исполнитель является плательщиком НДС) и (или) счета на оплату, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного настоящим пунктом.
Согласно п. 3.1.15. Проекта контракта по требованию Заказчика в течение 1 (одних) суток Исполнитель должен за свой счёт и своими силами обеспечить всех рабочих, занятых на санитарном содержании территории Железнодорожного района города Екатеринбурга, персональными контролерами ГЛОНАСС и систему навигационного диспетчерского контроля на всех рабочих. Спутниковые данные должны передаваться в систему мониторинга "Автограф GSM", установленную у Заказчика. В случае отсутствия технической возможности передачи данных в систему мониторинга транспорта "Автограф GSM" Исполнитель обязан установить Заказчику не менее 3 (трех) диспетчерских комплектов ПО (используемое Исполнителем) и предоставить доступ к системе через WEB-интерфейс.
Согласно п. 4.3. Проекта контракта услуги по содержанию объектов улично-дорожной сети и объектов зелёного хозяйства на территории Железнодорожного района должны осуществляться по заявкам Заказчика. Заявки передаются Заказчиком Исполнителю одним из следующих способов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в Контракте, телеграммой, посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, указанной в разделе 13 Контракта, или с использованием иных средств связи и доставки. Срочные заявки подаются Исполнителю по телефону круглосуточной (экстренной) связи, указанному в разделе 13 Контракта.
Стороны договорились, что днем получения заявки, поданной посредством электронной почты, является день направления такой заявки.
В заявке указываются: виды Услуг и/или технологические операции, сроки, период (периодичность), время оказания Услуг.
Оказание Услуг, выполнение технологических операций, не указанных в заявке, но предусмотренных Контрактом и необходимых для оказания услуг надлежащим образом, а также поддержания надлежащего санитарного состоянии я окружающей среды, оказание которых обусловлено текущей обстановкой на объектах улично-дорожной сети и объектах зеленого хозяйства (погодными условиями, стихийными бедствиями, последствиями ДТП и пр.) согласовываются с Заказчиком. Услуги (технологические операции), оказанные не по заявкам и без согласования с Заказчиком, не оплачиваются. Заказчик предусматривает оказание Услуг круглосуточно в ежедневном режиме, включая выходные и праздничные дни.
Согласно п. 4.5. Проекта контракта стороны договорились, что в связи со спецификой оказываемых услуг, время на исправление недостатков в оказании услуг не предоставляется. Услуги (технологические операции), оказанные ненадлежащим образом и/или не оказанные до 07-00 часов местного времени (либо ко времени, указанному в заявке), считаются не оказанными и оплате не подлежат.
Исключение составляют следующие технологические операции:
- выкашивание газонов с погрузкой скошенной травы в автосамосвалы;
- покраска урн;
- мойка урн и скамеек аппаратами высокого давления;
- очистка от мусора вручную с погрузкой мусора в автосамосвалы (при сильной засорённости).
Пунктом 5.3. Проекта контракта установлены критерии качества оказанных услуг:
5.3.1. "удовлетворительно" - если выполнена вся технологическая операция в полном объёме (согласно пункту 7 "Условия оказания услуг" технического задания), а именно:
- выполнено удаление и сгребание в валы или кучи уплотнённого снега, наледи и льда вручную (одна целая технологическая операция);
- выполнено подметание и сгребание в валы или кучи свежевыпавшего снега вручную (одна целая технологическая операция);
- выполнена обработка покрытий противогололёдными материалами (фракционный песок) вручную (одна целая технологическая операция);
- выполнена очистка от мусора и веток вручную и погрузка мусора и веток в автосамосвалы (одна целая технологическая операция);
- выполнена очистка от мусора вручную с погрузкой мусора в автосамосвалы (при сильной засорённости) (одна целая технологическая операция);
- выполнена очистка от рекламы на объектах внешнего благоустройства (одна целая технологическая операция);
- выполнено подметание от пыли и мусора вручную с погрузкой пыли и мусора в автосамосвалы (одна целая технологическая операция);
- выполнено выкашивание газонов вручную с погрузкой скошенной травы в автосамосвалы (одна целая технологическая операция);
- выполнена очистка урн от мусора вручную с погрузкой мусора в автосамосвалы (одна целая технологическая операция);
- выполнено сметание снега со скамеек (одна целая технологическая операция);
- выполнена мойка урн и скамеек аппаратами высокого давления (одна целая технологическая операция);
- выполнена покраска урн (одна целая технологическая операция).
5.3.2. "неудовлетворительно" - если технологическая операция не выполнена или выполнена не в полном объёме и/или выполнена ненадлежащим образом по объекту (согласно пункту 7 "Условия оказания услуг" технического задания):
- не выполнено удаление и/или сгребание в валы или кучи уплотнённого снега, наледи и льда вручную (выполнено ненадлежащим образом);
- не выполнено подметание и/или сгребание в валы или кучи свежевыпавшего снега вручную (выполнено ненадлежащим образом);
- не выполнена обработка покрытий противогололёдными материалами (фракционный песок) вручную (выполнена ненадлежащим образом);
- не выполнена очистка от мусора и веток вручную и/или погрузка мусора и веток в автосамосвалы (выполнена ненадлежащим образом);
- не выполнена очистка от мусора вручную с погрузкой мусора в автосамосвалы (при сильной засорённости) (выполнена ненадлежащим образом/не выполнена погрузка мусора в автосамосвалы);
- не выполнена очистка от рекламы на объектах внешнего благоустройства (выполнена ненадлежащим образом);
- не выполнено подметание от пыли и мусора вручную с погрузкой пыли и мусора в автосамосвалы (выполнено ненадлежащим образом/не выполнена погрузка пыли и мусора в автосамосвалы);
- не выполнено выкашивание газонов вручную с погрузкой скошенной травы в автосамосвалы (выполнено ненадлежащим образом/скошенная трава не погружена в автосамосвалы);
- не выполнена очистка урн от мусора вручную с погрузкой мусора в автосамосвалы (выполнена ненадлежащим образом/мусор не погружен в автосамосвалы);
- не выполнено сметание снега со скамеек (выполнено ненадлежащим образом);
- не выполнена мойка урн и/или скамеек аппаратами высокого давления (выполнена ненадлежащим образом);
- не выполнена покраска урн (выполнена ненадлежащим образом).
Согласно п. 5.5. Проекта контракта проверка качества оказанных услуг по содержанию улично-дорожной сети и объектов зелёного хозяйства осуществляется Заказчиком одним из следующих способов:
- при объездах представителем Заказчика, согласно отчётам пообъектно в виде дефектных ведомостей, предоставленных Исполнителем Заказчику;
- при комиссионных объездах представителя Заказчика и (или) Заказчика и представителя Исполнителя и (или) Исполнителя на автотранспорте Исполнителя с составлением двухстороннего акта комиссионного обследования;
- по ежедневным отчетам и фотоотчетам, представленным Исполнителем Заказчику согласно пункту 4.7 Контракта.
Выбор способа проверки качества оказанных Услуг является правом Заказчика. При наличии неоднократных разногласий Заказчик имеет право потребовать обеспечить всех рабочих, занятых на санитарном содержании территории Железнодорожного района города Екатеринбурга персональными контроллерами ГЛОНАСС и систему навигационного диспетчерского контроля в соответствии с п. 3.1.15 Контракта.
Согласно п. 5.8. Проекта контракта объем гарантии качества оказанных Услуг составляет 100% на весь объем Услуг. Услуги, оказанные с отступлением от требований нормативов ГОСТ, ФЗ, несоответствием качества, требуемым Контрактом, сдаче, приемке, и оплате не подлежат (п. 5.3.2 Контракта).
Пунктом 8.1. Приложения N1 к Проекту контракта "Техническое задание на оказание услуг по содержанию объектов улично-дорожной сети и объектов зелёного хозяйства на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга" установлено, что заказчик предусматривает оказание услуг круглосуточно в ежедневном режиме, включая выходные и праздничные дни.
ООО УК "Теплый дом" в жалобе указывает, что вышеуказанные пункты Проекта контракта, Технического задания содержат противоречия в нарушение требований действующего законодательства, ограничивают конкуренцию и создают риски для потенциальных участников закупки.
Обязательства возникают из договоров и других сделок (п.2 ст.307 ГК РФ).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п.1 ст.420 ГК РФ).
В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п.1). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК РФ).
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ч.1 ст.1 Закона).
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе).
Из изложенного следует, что применительно к порядку осуществления процедуры закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Закон о контрактной системе является специальным по отношению к положениям Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Императивные требования к содержанию проекта контракта содержатся в ст.34 Закона о контрактной системе.
Из доводов поданной жалобы и пояснений представителей ООО УК "Теплый дом" данных в ходе рассмотрения дела следует, что спорные условия проекта контракта на стадии исполнения контракта, по мнению заявителя, могут быть использованы заказчиком таким образом, что приведут к чрезмерным издержкам для участника на которые он не рассчитывал при подаче ценового предложения на стадии проведения торгов.
Как следует из жалобы ООО УК "Теплый дом" предмет требования по жалобе - внесение изменений в документацию об аукционе в части исключения из нее спорных условий проекта контракта.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Однако доказательств того, что спорные условия проекта контракта ограничивают право Общества на подачу своей заявки на участие в аукционе, могут повлиять на ее отклонение закупочной комиссией ООО УК "Теплый дом" Комиссии Свердловского УФАС России не представлено.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ).
Из вышеизложенного следует, что каждый субъект предпринимательской деятельности несет риски своей детальности направленной на получение прибыли в т.ч. в части взятия на себя и последующего исполнения определённых обязательств.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п.3 ст.1 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п.5 ст.10 ГК РФ).
У Комиссии Свердловского УФАС России на момент рассмотрения жалобы ООО УК "Теплый дом" отсутствуют доказательства недобросовестности заказчика, направленности его действий с намерением причинить вред заявителю жалобы.
При этом обстоятельства, которые в будущем возникнут между заказчиком и победителем электронного аукциона на стадии исполнения обязательств по муниципальному контракту заведомо не могут быть предметом оценки со стороны Комиссии Свердловского УФАС России по настоящему делу.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.10 ГК РФ если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Из изложенного следует, что ООО УК "Теплый дом" на стадии исполнения контратака в случае наличия злоупотреблений со стороны муниципального заказчика и причиненного ущерба от этого вправе рассчитывать на его возмещение полученного ущерба со стороны муниципального образования.
При этом само по себе наличие вышеназванных рисков в отсутствие каких-либо объективных доказательств, подтверждающих направленность действий заказчика на совершение им подобных действий в будущем не может свидетельствовать о нарушении им требований Закона о контрактной системе.
При изложенных обстоятельствах, нарушений Закона о контрактной системе в действиях МБУ "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление" Комиссией Свердловского УФАС России не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО УК "Теплый дом" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице МБУ "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление", уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
* * |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 декабря 2021 г. N 066/06/34-4334/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021