Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Уральского таможенного управления (вх. N 01-31798 от 26.11.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БАРСУМ", исполнителе по контракту N 01621000224200000160001 от 31.03.2020 г. на оказание услуг по содержанию зданий и сооружений, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей на объектах Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана,31, ул. Завокзальная,40, ул. 8 Марта, 205, ул. Московская, 11 (извещение N 0162100022420000016) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00 при участии представителей:
- заказчика в лице Уральского таможенного управления *
- заинтересованного лица ООО "БАРСУМ" *
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступило заявление Уральского таможенного управления (вх. N 01-31798 от 26.11.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БАРСУМ" исполнителе по контракту N 01621000224200000160001 от 31.03.2020 г. на оказание услуг по содержанию зданий и сооружений, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей на объектах Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана,31, ул. Завокзальная,40, ул. 8 Марта, 205, ул. Московская, 11 (извещение N 0162100022420000016).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителя заказчика, представителя заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
06.03.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162100022420000016 и аукционная документация на оказание услуг по содержанию зданий и сооружений, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей на объектах Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана,31, ул. Завокзальная,40, ул. 8 Марта, 205, ул. Московская, 11.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 743 803,25 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.03.2020 г. N0162100022420000016-3 ООО "БАРСУМ" было признано победителем электронного аукциона (извещение N 0162100022420000016). Указанный Протокол размещен в Единой информационной системе 19.03.2020 г.
31.03.2020 г. по результатам проведения электронного аукциона между Уральским таможенным управлением и ООО "БАРСУМ" был заключен контракт N 01621000224200000160001 от 31.03.2020 г. на оказание услуг по содержанию зданий и сооружений, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей на объектах Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана,31, ул. Завокзальная,40, ул. 8 Марта, 205, ул. Московская, 11 (извещение N 0162100022420000016).
Письмом-уведомлением (исх. N б/н от 26.08.2020 г.) ООО "БАРСУМ" уведомило заказчика о расторжении контракта по причине закрытия деятельности по обслуживанию зданий и сооружений.
Письмом (исх. N б/н от 28.08.2020 г.) ООО "БАРСУМ" уведомило заказчика об отзыве письма-уведомления (исх. N б/н от 26.08.2020 г.) о расторжении договора.
Письмом (исх. N 43-08/7355 от 01.06.2021 г.) со стороны заказчика в адрес исполнителя было направлено уведомление о расторжении контракта с приложением проекта соглашения о расторжении контракта.
Письмом (исх. N 43-08/9123 от 08.07.2021 г.) со стороны заказчика в адрес исполнителя было направлено уведомление о повторном направлении проекта соглашения о расторжении контракта.
Письмом (исх. N 43-08/11384 от 31.08.2021 г.) со стороны заказчика в адрес исполнителя было направлено уведомление о повторном направлении проекта соглашения о расторжении контракта.
В силу п. 1.1. Контракта исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по содержанию зданий и сооружений, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей на объектах Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана,31, ул. Завокзальная,40, ул. 8 Марта, 205, ул. Московская, 11 (далее - услуги) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
В силу п. 1.2. Контракта срок оказания услуг: с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2021 г. включительно.
В силу п. 10.1. Контракта контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 мая 2021 г. включительно, а в части взаиморасчетов, до полного их завершения.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ст. 782 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 3 ст. 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.8. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
14.10.2021 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 01621000224200000160001 от 31.03.2020 г. на оказание услуг по содержанию зданий и сооружений, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей на объектах Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана,31, ул. Завокзальная,40, ул. 8 Марта, 205, ул. Московская, 11. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в Единой информационной системе - 14.10.2021 г.
15.10.2021 г. указанное решение было направлено по почте заказным письмом с уведомлением по адресу исполнителя, указанному в контракте. Подтверждение о вручении указанного письма исполнителю заказчик не получил.
Таким образом, требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата надлежащего уведомления - 16.11.2021 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление исполнителя о принятом решении не произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 29.11.2021 г.
Согласно пп. "а" п.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля рассматривает обращение заказчика, проводит проверку содержащихся в обращении фактов.
Согласно представленным заказчиком в Свердловское УФАС России материалам, ООО "БАРСУМ" должно было оказать услуги по содержанию зданий и сооружений, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей на объектах Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана,31, ул. Завокзальная,40, ул. 8 Марта, 205, ул. Московская, 11.
Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст.783 ГК РФ).
Согласно ст.718 ГК РФ:
1. Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
2. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, согласно подписанным между сторонами актам сдачи-приемки услуг исполнителем по контракту оказаны, а заказчиком оплачены услуги на сумму 947 016, 83 руб., в том числе в 2020 году - 735 996, 51 руб.; в 2021 году - 211 020, 32 руб.
Вместе с тем, в целях высвобождения лимитов бюджетных средств со стороны исполнителя в лице ООО "БАРСУМ" потребовалось подписание соглашения о расторжении контракта между сторонами. При этом, данное соглашение со стороны ООО "БАРСУМ" подписано не было. В связи с указанным, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик не настаивал на включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что между Уральским таможенным управлением и ООО "БАРСУМ" в ходе исполнения контракта были составлены следующие акт сдачи-приемки оказанных услуг:
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 1 от 30.04.2020 г. на сумму 67 016, 63 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 2 от 31.05.2020 г. на сумму 72 002, 67 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 3 от 30.06.2020 г. на сумму 108 528, 88 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 4 от 31.07.2020 г. на сумму 72 002, 67 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 5 от 31.08.2020 г. на сумму 72 002, 67 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 6 от 30.09.2020 г. на сумму 111 318, 59 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 7 от 30.10.2020 г. на сумму 72 002, 67 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 8 от 30.11.2020 г. на сумму 70 791, 40 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 9 от 23.12.2020 г. на сумму 71 735, 39 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 10 от 31.12.2020 г. на сумму 18 594, 94 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 11 от 31.01.2021 г. на сумму 69 836, 31 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 12 от 28.02.2021 г. на сумму 72 002, 67 руб;
Акт сдачи-приемки оказанных услуг N 13 от 31.03.2021 г. на сумму 69 181, 34 руб.
Таким образом, Комиссией установлено, что ООО "БАРСУМ" надлежащим образом исполняло условия контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
В соответствии со ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, в действиях исполнителя в лице ООО "БАРСУМ" по контракту N 01621000224200000160001 от 31.03.2020 г. на оказание услуг по содержанию зданий и сооружений, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей на объектах Уральского таможенного управления, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Шейнкмана,31, ул. Завокзальная,40, ул. 8 Марта, 205, ул. Московская, 11 Комиссия Свердловского УФАС оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "БАРСУМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 декабря 2021 г. N РНП-066/06/104-4327/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021