Резолютивная часть решения оглашена 27.10.2021
В полном объеме решение изготовлено 01.11.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙГАРАНТ", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "СТРОЙГАРАНТ", Общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона 21-81981Э Выполнение работ по сносу объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Челябинск, севернее территории участок 1 ЧЭМК, 5 (извещение N 0169300000121000318) (далее - аукцион), при участии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Заказчик): Кузьминой Е.С., действующей на основании доверенности N 151 от 26.10.2021;
- в отсутствие представителей ООО "СТРОЙГАРАНТ", уведомленного о времени и месте заседания Комиссии (в том числе посредством направления телеграммы по адресу места нахождения юридического лица), заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 20.10.2021 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СТРОЙГАРАНТ".
Согласно представленным документам, 06.05.2021 заказчик и Общество заключили контракт N 75 по итогам электронного аукциона на выполнение работ по сносу объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Челябинск, севернее территории участок 1 ЧЭМК, 5 (извещение N 0169300000121000318) по цене 337 539,25 рублей.
Как следует из заявления заказчика, подрядчик к работам по контракту не приступил, в связи с чем, 02.09.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 20.10.2021.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 104 и 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 9.4 контракта N 75 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 02.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 03.09.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 02.09.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено посредством АО "Почта России" ООО "СТРОЙГАРАНТ" почтовым отправлением с описью вложения, электронной почтой, а также электронным письмом.
Из пояснений, представленных Заказчиком на заседании Комиссии, следует, что информацию о том, что Общество не получает корреспонденцию по месту нахождения, в связи с чем решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не вручено Обществу, Заказчик получил 04.10.2021.
В этой связи заказчик считает датой надлежащего уведомления ООО "СТРОЙГАРАНТ" 04.10.2021, а контракт расторгнутым - 15.10.2021, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,
Между заказчиком и Обществом 06.05.2021 посредством электронного документооборота заключен контракт N 75 на выполнение работ по сносу объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Челябинск, севернее территории участок 1 ЧЭМК, 5 (реестровый номер в ЕИС N 3742100019021000031) (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить работы по сносу объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Челябинск, севернее территории участок 1 ЧЭМК, 5 (далее - Объекты) на условиях, предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к контракту), проектной документацией (приложение N 1 к техническому заданию), и контрактом, а Заказчик обязуется оплатить эти работы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.2 контракта заказчиком указано: "Срок выполнения работ - 30 (тридцать) календарных дней, начиная с первого рабочего дня, следующего за днем заключения контракта".
Из акта приема-передачи объекта, подписанного сторонами по контракту и представленного в материалы дела Заказчиком, следует, что объект для выполнения работ передан Заказчиком Исполнителю 02.06.2021.
Из пояснений Заказчика и содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.09.2021 следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по нему подрядчиком не выполнены, к работам по контракту ООО "СТРОЙГАРАНТ" не приступило.
Претензии N 28374 от 09.07.2021 и N 31565 от 27.07.2021, направленные Заказчиком, Общество оставило без ответа.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Работы по контракту в срок, гарантированный Подрядчиком, не выполнены, что и явилось основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения обязательств по контракту, ни Заказчику, ни антимонопольному органу при рассмотрении настоящего дела ООО "СТРОЙГАРАНТ" не представлено.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Так, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что к сроку окончания выполнения работ, в том числе на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, работы в объеме, предусмотренном контрактом, не выполнены, результат исполнения контракта подрядчиком не предоставлен, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду неисполнения ООО "СТРОЙГАРАНТ" обязательств по контракту к окончанию срока выполнения работ, обоснованно, с учетом положений пунктов 2, 3 статьи 715 ГК РФ.
Принимая во внимания документы, представленные в материалы дела, и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Общество не предприняло действий, направленных на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли подрядчика в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению муниципального контракта.
Учитывая изложенное в совокупности, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО "СТРОЙГАРАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, об участнике электронного аукциона Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙГАРАНТ" (457000, Челябинская область, ул. Красноармейская, д. 80, пос. Увельский, ИНН/КПП 7424012429/742401001) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения о директоре ООО "СТРОЙГАРАНТ" - Акопяне Адибеке Гагиковиче (ИНН 742406479255) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Включить сведения об участнике ООО "СТРОЙГАРАНТ" - Акопяне Адибеке Гагиковиче (ИНН 742406479255) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 декабря 2021 г. N 074/06/104-3067/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021