Резолютивная часть решения оглашена 03.12.2021
В полном объеме решение изготовлено 08.12.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГУ "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Автогород", в том числе участника, единоличного исполнительного органа общества, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0369200028021000031 на оказание услуг по обустройству экологической тропы (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя ОГУ "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" Янковской Э.М., действующего на основании доверенности N 59 от 29.10.2021,
в отсутствие общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ОГУ "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Автогород".
Согласно представленным документам 22.06.2021 ОГУ "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" и ООО "Автогород" заключили контракт по цене 1 041 300 рублей 00 копеек (протокол подведения итогов электронного аукциона от 01.07.2021).
Решением от 15.10.2021 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения ООО "Автогород" обязательств по контракту, в том числе в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, что подтверждается претензионной перепиской заказчика.
В связи с указанными обстоятельствами 26.11.2021 сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 12.6 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 15.10.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 660061, г. Красноярск, ул. Калинина, д. 63г/3, пом. 6, по электронной почте new-obuchenie@mail.ru и размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
Как следует из документов, представленных заказчиком, подтверждение о вручении подрядчику указанного решения, в том числе информация об отсутствии исполнителя по его адресу, указанному в контракте, заказчиком не получены. Так, в силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе надлежащим уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта является истечение тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, то есть 15.11.2021. С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 26.11.2021 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Cведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 26.11.2021.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "Автогород" 12.07.2021 заключен контракт N 2745315094521000032 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается сведениями из единой информационной системы.
В соответствии с пунктами 1.3 контракта предметом является оказание услуг по обустройству экологической тропы в соответствии c техническим заданием, при этом в приложении N 2 к техническому заданию указаны требования к объектам благоустройства, которые необходимо установить: входная группа, информационный стенд, указатель, скамья, кормушка для птиц, кормушка для косуль, смотровая площадка, арт-объект метеорит, указатель, контейнер для раздельного сбора отходов, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.4 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 01.08.2021.
Как следует из договорной переписки заказчиком направлены претензии от 09.08.2021 (исх. N 1649), от 19.08.2021 (исх. N 1768), в которых указано на необходимость выполнения работ по контракту, а также зафиксирован факт того, что на общество не приступило к выполнению работ.
В последующем 13.09.2021 (исх. N 1862), 21.09.2021 (исх. N 1842) заказчик направлял в адрес общества письма о согласовании цвета, технологии и материалов, необходимых для изготовления и установки объектов благоустройства.
Вместе с тем, 15.10.2021 при проведении внутренней экспертизы заказчиком зафиксировано, что работы на объекте не выполнены, на дату проведения экспертизы работы не ведутся. Кроме того, в экспертном заключении указано, что к работам общество приступило, вместе с тем объем работ выполнен менее, чем на 30% об объема работ, предусмотренного контрактом.
Так, 15.10.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду существенного нарушения условий контракта, а именно неисполнения обязательств по контракту со ссылкой на часть 3 статьи 715 ГК РФ.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае нарушения начального срока выполнения работ с учетом статьи 715 ГК РФ.
Как установлено на заседании Комиссии ООО "Автогород", приступив к оказанию услуг по обустройству экологической тропы, не исполнило обязательства как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли ООО "Автогород" в части надлежащего исполнения контракта.
Так, общество не предприняло меры, направленные на достижение результата, предусмотренного контрактом, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные законодательством для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие намерения и воли общества исполнить контракт, то есть о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе):
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Так, в пункте 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, учитывая что подрядчик не исполнил обязательства по контракту, не совершил действия по продолжению выполнения работ в сроки, которые неоднократно устанавливал заказчик, антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об ООО "Автогород", его участника, единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков ввиду недобросовестности в действиях общества.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ОГУ "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" в отношении ООО "Автогород" (адрес: 660061, г. Красноярск, ул. Калинина, д. 63г/3, пом. 6, ИНН 2463118652, КПП 246301001), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения о директоре ООО "Автогород" - Веремееве Оксане Юрьевне (ИНН 244703749289) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Включить сведения об участнике Веремееве Оксане Юрьевне (ИНН 244703749289) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 декабря 2021 г. N 074/06/104-3493/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021