Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР", его учредителях, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР", Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (извещение N 0169200003620000021) (далее - конкурс, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство, Заказчик): Курьяновой А.В., действующей на основании доверенности N 229-Д от 30.12.2020; Шатиловой Я.С., действующей на основании доверенности N 118-Д от 25.10.2021;
- представителей ООО "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР": генерального директора Рудько С.Л., действующего на основании решения единственного участника и Устава; Ермакова В.Н., действующего на основании доверенности N 10 от 01.12.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (извещение N 0169200003620000021).
Согласно представленным документам, 17.06.2020 заказчик и ООО "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР" заключили контракт N 132-д на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (извещение N 0169200003620000021) по цене 4 290 000,00 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по выполнению работ Обществом не исполнено, в связи с чем, 28.10.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 30.11.2021.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 10.1 контракта N 132-Д предусмотрена возможность отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае:
- нарушения Подрядчиком срока окончания работ, установленного пунктом 3.1 настоящего Государственного контракта, более чем на 10 календарных дней;
- если подрядчик, чье членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе);
- в других случаях, предусмотренных Гражданским законодательством.
При этом Государственный заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Государственным заказчиком до расторжения настоящего Государственного контракта, без возмещения убытков.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 28.10.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 28.10.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 28.10.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено посредством АО "Почта России" по адресу места нахождения юридического лица (ул. Фрунзенская 3-я, д. 9, кв.216, г. Москва, 119270), а также адресу, дополнительно указанному Подрядчиком (355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр-т Кулакова, д. 16в, офис 16), а также электронной почтой.
Как следует из пояснений представителей Заказчика, из отчетов об отслеживании почтовых отправлений с идентификационным номерами 80080364778438 и 80080364778421 Министерству стало известно 16.11.2021 о вручении Обществу решения об одностороннем отказе (по адресу места нахождения - 16.11.2021, по почтовому адресу - 12.11.2021).
В этой связи датой надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 132-Д Заказчик считает 16.11.2021, датой расторжения контракта - 29.11.2021.
Информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС - 29.11.2021 в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР" 17.06.2020 посредством электронного документооборота заключен контракт N 132-Д на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (реестровый номер в ЕИС N 2745138421820000045) (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 предметом контракта является выполнение проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, в соответствии с Заданием на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области. (Приложение 1).
Согласно пункту 1.3 контракта 1.3. Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в п.1.1 настоящего Государственного контракта, и сдать результат Государственному заказчику, а Государственный заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом. Результатом выполненных работ является проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий по объекту.
Пунктом 1.4 контракта предусмотрено местонахождение объекта:
1) Челябинская область, Еткульский муниципальный район, автомобильная дорога Поселок Еманжелинка - железнодорожная станция Еманжелинск, участок км 0+000 - км 1+100;
2) Челябинская область, Каслинский муниципальный район, автомобильная дорога Красноуфимск Свердловской области - Нязепетровск - Верхний Уфалей - Касли, участок км 18 + 250 - 19 + 594 (поселок Маук);
3) Челябинская область, Миасский городской округ, автомобильная дорога Миасс - Черновское, участок км 0+000 - км 3+080;
4) Челябинская область, Миасский городской округ, автомобильная дорога Подъезд к городу Миассу, участок км 0+000 - км 2+873;
5) Челябинская область, Сосновский муниципальный район, автомобильная дорога Обход города Челябинска, в том числе транспортная развязка 1,772 километра на пересечении с автодорогой Долгодеревенское - Аргаяш - Кузнецкое - Кыштым, участок км 33+180 - км 33+640 (село Кайгородово);
6) Челябинская область, Сосновский муниципальный район, автомобильная дорога дороге Долгодеревенское - деревня Ключевка Сосновского муниципального района - автодорога Обход города Челябинска (деревня Ужевка);
7) Челябинская область, Чебаркульский муниципальный район, автомобильная дорога Чебаркуль -Уйское - Сурменевский - Магнитогорск, участок примыкания автомобильной дороги Кундравы - Варламово.
Приложением N 1 к контракту предусмотрены задания на выполнение проектно-изыскательских работ по каждому из указанных 7 подпунтов пункта 1.4 контракта (далее - Задания).
Пункт 31 каждого Задания предусматривает Требования к согласованиям, а именно: "Получение технических условий, заключений и проведение согласований с заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством, осуществляет и оплачивает проектная организация. Повторное проведение экспертизы и получение согласований оплачивает проектная организация".
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.1 контракта заказчиком предусмотрены сроки выполнения проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области: Дата начала выполнения работ - с момента заключения государственного контракта. Дата окончания выполнения работ - 15.11.2020 г (включительно).
В пункте 3.1 контракта также указан График выполнения работ:
1 этап: Подрядчик выполняет проектно-изыскательские работы и не позднее 15.09.2020 направляет полученные результаты Государственному заказчику.
2 этап: Государственный заказчик обеспечивает проведение Государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, и проверки достоверности определения сметной стоимости путем заключения Государственного контракта с уполномоченным на проведение государственной экспертизы органом не более чем в течение 42 рабочих дней.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.10.2021 следует, что в нарушение условий контракта, обязательства по нему, а именно - по этапу 2, подрядчиком не выполнены, результат не получен.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Проектная документация и инженерные изыскания направлены Заказчику письмом исх.740 от 09.12.2020, после чего Заказчик направил документы для прохождения государственной экспертизы.
В ходе проведения экспертизы получены замечания в период с 17.02.2021 и 25.02.21.
Из пояснений Общества следует, что замечания органа государственной экспертизы устранены Подрядчиком в период с марта по апрель 2021.
По итогам рассмотрения документов получены отрицательные заключения государственной экспертизы.
Общество в период с 30.07.2021 по 11.08.2021 устранило замечания, оплатило проведение повторной экспертизы, в соответствии с пунктом 31 Заданий, и требуемые документы направило в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области".
Как следует из пояснений представителей Общества, по итогам экспертизы тех же документов 23.08.2021, 25.08.2021 и 11.09.2021 получены новые замечания.
После устранения замечаний, получено положительное заключение повторной государственной экспертизы в отношение объекта экспертизы "Челябинская область, Чебаркульский муниципальный район, автомобильная дорога Чебаркуль -Уйское - Сурменевский - Магнитогорск, участок примыкания автомобильной дороги Кундравы - Варламово" (с устройством искусственных неровностей) N74-1-1-3-067550-2021 от 17.11.2021.
Как поясняет Общество, неполучение заключения по оставшимся 6-ти объектам связано исключительно с истечением времени для устранения недостатков, установленного Регламентом предоставления государственной услуги "Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", при подаче документов ООО "ЭнергоГид-Центр".
Однако, по мнению Общества, если Заказчик самостоятельно может обратиться за получением положительного заключения государственной экспертизы, поскольку все замечания по каждому объекту устранены, аналогично объекту, предусмотренному подпунктом 7 пункта 1.4 контракта.
Из документов, представленных в материалы дела Обществом, следует, что все результаты инженерных изысканий и проектная документация по контракту (по каждому объекту) переданы Заказчику письмом исх. N 179 от 29.10.2021.
При этом, Заказчик на заседании Комиссии не представлено опровержение факта предоставления проектной документации по контракту в полном объеме, поскольку информация, представленная Обществом 29.10.2021, Заказчиком не оценивалась.
По результатам рассмотрения всех фактов и обстоятельств по настоящему делу, представленных сторонами, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Конкурсная документация, в том числе, положения Заданий, не содержат разъяснения понятия "заинтересованных организаций", с которыми Подрядчику необходимо согласовать выполнение работ по контракту.
Из пояснений Общества, не опровергнутых Заказчиком, следует, что невозможность исполнения обязательств по контракту, возникла, прежде всего, вследствие необходимости согласования выполняемых работ с такими организациями, как МЧС России, Министерством экологии Челябинской области, Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Регламенты работы каждого из указанных органов предусматривают определенные сроки согласования.
При этом, перечень заинтересованных организаций стал известен Подрядчику только в ходе исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что отсутствие информации о перечне организаций, от которых требуется получить согласование при выполнении работ, порядке и сроках прохождения данной процедуры в каждом органе, могло привести к нарушению сроков выполнения работ по контракту Обществом.
Доказательств, опровергающих данный вывод, Заказчиком Комиссии не представлено.
2. Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что объект по контракту состоит из 7 подпунктов, в которых указаны различные участки автомобильных дорог Челябинской области.
Согласно пункту 5.4 контракта приемка выполненных работ осуществляется путем составления акта сдачи-приемки выполненных работ после получения Заказчиком положительного заключения государственной экспертизы. Срок подписания акта сдачи-приемки выполненных работ Государственным заказчиком составляет 5 рабочих дней с момента получения положительного заключения государственной экспертизы.
Пунктом 5.6 контракта предусмотрено, что при получении Государственным заказчиком положительного заключения государственной экспертизы проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области. в соответствии с п. 3.1. (2 этап), осуществляется приемка выполненных работ путем составления акта сдачи-приемки выполненных работ, а также проведение экспертизы в части их соответствия условиям Государственного контракта.
В соответствии с пунктом 5.7 контракта заказчик подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ в течение 5 рабочих дней после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Из совокупности положений указанных пунктов контракта следует, что результат выполнения работ по контракту предполагает получение положительного заключения на объект, предусмотренный пунктом 1.4 контракта, в целом.
Следовательно, сроки выполнения работ по контракту предусматривают, в том числе, процедуру получения положительного заключения государственной экспертизы на весь объект.
Порядок формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (далее - Порядок).
Из подпункта "г" пункта 13 раздела 2 Порядка следует, что для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляется проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие), в том числе (пункт 10.1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из указанного следует, что каждая из автомобильных дорог является линейным объектом, и в силу подпункта "г" пункта 13 раздела 2 Порядка, подлежит государственной экспертизе.
Комиссия отмечает, что из документов, представленных в материалы дела, следует, что отрицательные заключения ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" выданы на каждый линейный объект, входящий в состав объекта, предусмотренного пунктом 1.4 контракта.
Следовательно, комплекс мероприятий по устранению замечаний государственного органа Обществу необходимо было осуществить по проектной документации в отношении каждого из объектов капитального строительства, что могло привести к невозможности исполнения обязательств по контракту в целом в установленные сроки.
При этом, как следует из документов, представленных в материалы дела, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по одному из линейных объектов, предусмотренных пунктом 1.4 контракта, получено 17.11.2021 (регистрационный номер N74-1-1-3-067550-2021, наименование объект капитального строительства: ""Устройство наружного освещения на автомобильной дороге Чебаркуль -Уйское - Сурменевский - Магнитогорск, участок примыкания автомобильной дороги Кундравы - Варламово (с устройством искусственных неровностей)").
Доказательств, подтверждающих иное, Заказчиком Комиссии не представлено.
Из документов, представленных сторонами следует, что ООО "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР" осуществляло действия, направленные на исполнение контракта, а именно: выполнило проектно-изыскательские работы и направило полученные результаты Заказчику, оплатило проведение повторной экспертизы по каждому линейному объекту, в соответствии с пунктом 3.1 Заданий, а также осуществляло корректировку представленной документации, получив положительное заключение государственной экспертизы по одному из линейных объектов.
Указанные действия подрядчика свидетельствуют о намерении общества исполнить контракт, что не позволяет сделать вывод о наличии недобросовестного поведения со стороны участника закупки.
Таким образом, принимая во внимание совершением обществом действий, направленных на исполнение контракта, выраженных в подготовке проектной документации, учитывая невозможность достижения надлежащего результата работ по причине, не зависящей от действий подрядчика, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "ПКФ "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОГИД-ЦЕНТР", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (извещение N 0169200003620000021), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.В. Кулезнева |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 декабря 2021 г. N 074/06/104-3516/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021