Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит", общество, заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный университет физической культуры" (далее - ФГБОУ ВО "УралГУФК", заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг объектов ФГБОУ ВО "УралГУФК" (извещение N 0369100025821000013), в присутствии:
- представителя ФГБОУ ВО "УралГУФК" Красильниковой И.А., действующего на основании доверенности от 03.12.2021 N 001-1546;
- представителя ФГБОУ ВО "УралГУФК" Красавина Е.Г., действующего на основании доверенности от 03.12.2021 N 001-1547;
в отсутствие представителя ООО "Монолит", уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.12.2021 поступила жалоба ООО "Монолит" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг объектов ФГБОУ ВО "УралГУФК" (извещение N 0369100025821000013) (далее - конкурс, закупка).
Согласно представленным документам 09.11.2021 ФГБОУ ВО "УралГУФК" объявило о проведении открытого конкурса в электронной форме путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 8 580 988 рублей 29 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 02.12.2021 в 17:00 (мск+2).
Дата подачи окончательных предложений - 09.12.2021.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме не заключен.
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме противоречит положениям, установленным в конкурсной документации в части срока оказания услуг и размера обеспечения заявки.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, пояснил, что информация, установленная в извещении о проведении закупки, а также размер обеспечения заявки установлены в соответствии с действующем законодательством.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены..
Частью 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
Части 2, 7 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливают, что извещение об осуществлении закупки должно содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N0369100025821000013 указано: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: с 00:00 часов "01" января 2022 года по 23:59 часов "31" декабря 2022 года. Размер обеспечения заявки - 85 809 рублей 88 копеек".
В конкурсной документации в пункте 4.3 Информационной карты установлен срок поставки товара, выполнения работ, оказание услуг с 00:00 часов "01" января 2022 года по 23:59 часов "31" декабря 2022 года.
В пункте 1.2 проекта контракта установлено, что срок оказания услуг с 00:00 часов "01" января 2022 года по 23:59 часов 01.03.2022 года.
Размер обеспечения заявки на участие в закупке установлен в размере: "1% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 88 809 рублей 88 копеек" (пункт 13 Информационной карты).
Таким образом, извещения о проведении закупки и конкурсная документация, проект контракта содержат противоречия в части срока оказания услуг и размера обеспечения заявки на участие в закупке, что является нарушение части 7 статьи 42, части 3 статьи 54.2, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной.
По результатам проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
Так, согласно приложению к Правилам для работ, услуг предельные величины значимости критериев оценки устанавливаются в следующем значении: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 40%.
В пункте 7 Информационной карты заказчиком установлено следующее:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости критерия |
1. |
Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. |
40% |
0,4 |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. |
60% |
0,6 |
Сумма величин значимости всех критериев оценки, предусмотренных конкурсной документацией |
100 % |
1,0 |
Таким образом, заказчиком установлена значимость критериев, которая не соответствует пункту 11 Правил, приложению к Правилам.
В подпункте 7.3.2.1 пункта 7 Информационной карты заказчиком установлено, что при оценке учитываются выполненные участником настоящего конкурса контракт (ы) (договор (ы)) заключенный(нные) в соответствии с Федеральными законами N44-ФЗ или N223-ФЗ на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), исполненные за период не ранее 3 (трех) календарных лет до даты объявления настоящего конкурса, без применения штрафных санкций (пеней, неустоек) по такому контракту (договору) в отношении участника настоящего открытого конкурса.
Согласно Письму Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28И-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Более того, требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора).
Таким образом, заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения требований пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 3 Закона о контрактной системе 1 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Из пункта 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение указанных норм, заказчиком в извещении о проведении закупки и пункте 8.1 Информационной документации не установлены единые требования о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг объектов ФГБОУ ВО "УралГУФК" (извещение N 0369100025821000013) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 7 статьи 42, части 3 статьи 54.2, пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пункта 11 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Габсатарова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 декабря 2021 г. N 074/06/105-3533/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021