Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" - Павлова Р.И. (доверенность N01ю-08/21 от 16.08.2021 г.), в присутствии представителя заявителя ООО "УНЦИБ" - Смирновой М.Г. (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции после перерыва жалобу заявителя ООО "УНЦИБ" (вх.N15874/ж от 29.11.2021 г.) на действия заказчика ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" при проведении закупки N0711200008321000334 на предмет: "Оказание услуг по обучению сотрудников ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" по программе "Организация защиты информации при работе с персональными данными" для нужд ГАУЗ "РКОД МЗ РТ""
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200008321000334 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 12.11.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 482 000,00 руб.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о необоснованности признания иного участника аукциона ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" соответствующего требованиям и победителем, ввиду его отсутствия в перечне учреждений, имеющих дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности, согласованные с ФСТЭК России.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.11.2021 N0711200008321000334-3 победителем электронного аукциона было признано ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ", предложившее в ходе проведения аукциона наиболее низкую цену контракта (426 570 руб).
В соответствии с пунктом 1 раздела 1.5. "Требования к участникам закупки" аукционной документации было установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), выданную в соответствии с действующим законодательством (с приложениями) и находится в Перечне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности, согласованные с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, размещенном на официальном сайте: http://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/obuchenie-spetsialis tov.
В соответствии с частью 8 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что Порядок разработки дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
Приказом Минобрнауки России от 19.10.2020 N 1316 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" утвержден Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности (далее - Приказ Минобразования России N 1310, Порядок).
Согласно пункту 18 Порядка программы профессиональной переподготовки в области информационной безопасности утверждаются образовательной организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК), и (или) федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с их компетенцией.
Согласно информационному письму ФСТЭК от 11 августа 2021 г. N240/11/3789 "О рассмотрении проектов дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности, направленных образовательными организациями в ФСТЭК России на согласование" принятие решения о направлении в ФСТЭК России на рассмотрение и согласование проектов программ повышения квалификации в области информационной безопасности остается за образовательной организацией.
При этом необходимо учитывать, что ФСТЭК принимает к рассмотрению и согласованию только проекты программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, относящиеся к области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, ПД ИТР и ТЗИ (также отражено в указанном информационном письме).
Согласно представленным пояснениям Заказчика требование к участникам закупке о нахождении в перечне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности, согласованные с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, было установлено ошибочно. На момент обнаружения факта ошибочного включения в аукционную документацию указанного требования срок для внесения изменений в документацию истек.
Ввиду изложенного, учитывая, что требование к участникам закупки о нахождении в перечне ФСТЭК не имело отношения к рассматриваемой закупке, заявки проверялись и оценивались на соответствие требованиям о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), выданной в соответствии с действующим законодательством.
В ходе анализа заявок участников при рассмотрении вторых частей установлено, что признанным победителем аукциона была представлена лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.
Таким образом, заявка соответствовала требованиям Заказчика.
Учитывая изложенное, у Заказчика не имелось правовых оснований для отклонения заявки ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ".
Довод заявителя признан необоснованном.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как было установлено ранее в ходе рассмотрения жалобы из представленных пояснений и документов Заказчиком требование к участникам закупки о нахождении в Перечне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности, согласованные с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, размещенном на официальном сайте:http://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/obuchenie-spet sialistov было ошибочным со стороны Заказчика, учитывая отсутствие нормативных правовых актов, устанавливающих требование о нахождении образовательной организации в соответствующем перечне ФСТЭК.
При этом в ходе анализа аукционной документации установлено, что в разделе 1.4. "Порядок подачи заявок участником закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" аукционной документации установлено, что Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
- требование о нахождении в перечне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности, согласованные с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, размещенном на официальном сайте: http://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/obuchenie-spetsialis tov.
Таким образом, аукционная документация содержит требование к участникам закупки о предоставлении документа, подтверждающего нахождение организации в перечне ФСТЭК, на этапе подачи вторых частей заявок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении требований части 6 статьи 31, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при формировании документации и установлении требования к участникам закупки о нахождении в перечне ФСТЭК.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "УНЦИБ" (вх.N15874/ж от 29.11.2021 г.) на действия заказчика ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" при проведении закупки N0711200008321000334 на предмет: "Оказание услуг по обучению сотрудников ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" по программе "Организация защиты информации при работе с персональными данными" для нужд ГАУЗ "РКОД МЗ РТ"" необоснованной.
2. Признать заказчика - ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" нарушившим требования части 6 статьи 31, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии А.С. Кучеева
Л.А. Акперова
Исп.: Акперова Л.А.,
(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 7 декабря 2021 г. N 016/06/69-2317/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021