рассмотрев жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Служба спасения" МО город-курорт Анапа при проведении электронного аукциона: "Оказание услуги по организации комплексной системы видеонаблюдения и центра обработки данных для целей обеспечения безопасности и осуществления администрацией муниципального образования город-курорт Анапа установленных законодательством полномочий" (извещение N 0318300537421000634) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО город-курорт Анапа проводился электронный аукцион: "Оказание услуги по организации комплексной системы видеонаблюдения и центра обработки данных для целей обеспечения безопасности и осуществления администрацией муниципального образования город-курорт Анапа установленных законодательством полномочий" (извещение N 0318300537421000634). Заказчик - МБУ "Служба спасения" МО город-курорт Анапа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 450 000 000,00 руб.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Предметом закупки является Оказание услуги по организации комплексной системы видеонаблюдения и центра обработки данных для целей обеспечения безопасности и осуществления администрацией муниципального образования город-курорт Анапа установленных законодательством полномочий
В рамках оказания услуги Исполнителю необходимо осуществить установку 478 камер видеонаблюдения на территории города Анапа, выполнить настройку и подключение видеокамер к платформе сетевого хранения информации, установку программного обеспечения. Кроме того, необходимо организовать Центр обработки данных (ЦОД), обустроить его дизель-генераторной установкой, источником бесперебойного питания, системой кондиционирования, системой контроля доступа, системой информационной безопасности, оборудованием коммутации, системой хранения данных и серверами (в количестве 6-и серверов) и так далее.
Кроме того, необходимо организовать транспортную сеть передачи данных. Оборудование ядра сети предназначено для передачи агрегированного трафика, поступающего с уровня распределения. Линейно-кабельные сооружения от ЦОД до узлов доступа должны быть организованы на базе волоконно-оптического кабеля, топология сети должна представлять смешанную древовидно-кольцевидную структуру с использованием колец для резервирования транспортных участков. На отдельных участках, не задействованных как магистральная составляющая, допустимо использование альтернативных систем передачи данных из расчета не менее 10 Мбит/сек на одну видеокамеру.
Согласно документации о закупке, в соответствии с положениями п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляются требования о наличии следующих лицензий:
- выписки из реестра лицензий или действующая лицензия (или копия лицензии) на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
-выписки из реестра лицензий или действующая лицензия (или копия лицензии) на услуги связи по предоставлению каналов связи (Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2015) "О средствах массовой информации").
При этом, указанные требования предоставляют возможность принять участие в закупке только организациям, являющимся операторами связи. Иные организации, в том числе Заявитель, не могут принять участие в данной закупке, так как не являются операторами связи и не имеют указанных выше лицензий.
Вместе с тем, Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит положений о лицензировании деятельности по организации комплексной системы видеонаблюдения и центра обработки данных, являющейся предметом закупки.
Кроме того, проектом муниципального контракта предусмотрена возможность привлечения к исполнению контракта соисполнителей, в том числе из числа субъектов малого предпринимательства (п.3.4.7 Проекта контракта).
Таким образом, в целях исполнения контракта, в части организации каналов связи в целях передачи информации возможно привлечение соисполнителя, обладающего необходимыми лицензиями.
Указанное требование о привлечении соисполнителей, имеющих необходимые лицензии, должно быть отражено в проекте муниципального контракта.
Таким образом, допущенное Заказчиком нарушение ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Для целей оказания Заказчику услуги Исполнитель должен организовать (использовать) программно-технические средства (камеры, ЦОД в составе входящее в его состав оборудования, программное обеспечение), перечисленные в описании объекта закупки.
При этом, указанные программно-технические средства предоставляются Заказчику в пользование в виде услуги и в собственность Заказчика не передаются, при этом все расходы, связанные с оказанием настоящей услуги: необходимые согласования, организация и предоставление в пользование программно-технических средств, пусконаладочные работы, установка опор, оплата потребляемого оборудованием Исполнителя электричества, аренда мест размещения, аварийно-восстановительные работы и другие расходы по организации, эксплуатации, содержанию и ремонту указанных программно-технических средств в период срока оказания услуги - находятся в зоне ответственности Исполнителя и оплачиваются за его счет.
Согласно разъяснениям Заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, в аукционной документации отсутствуют требования к товарам, поставляемым заказчику при оказании закупаемых услуг, а первая часть заявки на участие в закупке должна содержать исключительно согласие на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных в документации о закупке.
Вместе с тем, документация о закупке содержит детальное описание используемых при оказании услуг оборудования центра обработки данных (ЦОД)(Приложение N1 к описанию объекта закупки) и цифровых видеокамер и видеоархива (Приложение N2 к описанию объекта закупки).
Указанные требования Заказчика, подробно (детально) описавшего используемое оборудование, являются избыточными и не влияют на результат оказанной услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Исполнитель в рамках оказания услуг вправе по своему усмотрению использовать необходимое оборудование, способное обеспечить оказание таких услуги в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (видеокамеры, серверное оборудование, телекоммуникационное оборудование, системы хранения данных и так далее).
Заявитель в жалобе указывает, что сформированное Заказчиком "Описание объекта закупки" не содержит достаточных сведений (объема услуг), необходимых для надлежащего его исполнения.
В п.1 Описания объекта закупки указаны следующие положения:"Данное ООЗ определяет перечень мероприятий по организации услуги комплексной системы видеонаблюдения и ЦОД_ в объеме не менее 478 камер видеонаблюдения".
Кроме того, в п.3.2 Описания объекта закупкипредъявляются требования к системе видеоаналитики:
"Система интеллектуального анализа видеоданных в режиме реального времени (СИАВ): распознавание лиц, автомобильных государственных регистрационных знаков (ГРЗ), силуэтов.
Система биометрического учёта (СБУ).
Наличие двустороннего информационного обмена между СИАВ и СБУ.
Наличие универсальной лицензии для каждого лицензируемого канала на распознавание лиц, силуэтов, ГРЗ, дающей право использовать на данном канале любой из перечисленных выше видов видеоаналитики.
Количество универсальных лицензий видеоаналитики - не менее 80.".
При этом отсутствует указание, какие именно камеры (из 478 ед.), в том числе места их расположения (в соответствии с адресным планом установки видеокамер), должны распознавать лица, какие ГРЗ, а какие силуэты, при условии минимального количества лицензий - 80 ед.
Заявитель в жалобе указывает, что в данный момент отсутствует технология (программное обеспечение), способное одновременно осуществлять определение с использованием одной камеры, и лица, и ГРЗ и силуэты.
Более того, согласно адресному плану установки видеокамер часть камер устанавливается в местах, где отсутствует движение автотранспортных средств (парки, набережные, пляжи, скверы и т.д.), следовательно, заведомо отсутствует необходимость определения ГРЗ с использованием таких камер.
В п.1 Описания объекта закупки указаны следующие положения:
"С момента заключения контракта и до 31.12.2021 г. Исполнитель осуществляет настройку оборудования Заказчика для достижения соответствующих технических показателей, а также интеграцию программно-технических средств Исполнителя в существующую систему Заказчика (далее - Услуга по настройке оборудования Заказчика), а именно:
- выполняет настройку видеокамер Исполнителя согласно требованиям настоящего Технического задания, настройку хранения и обработки видеозаписей, настройку оборудования для организации передачи и маршрутизации цифровой информации, программное подключение видеокамер к платформе сетевого хранения информации, установку программного обеспечения;
- организовывает 30 автоматизированных рабочих мест мониторинга на существующих рабочих местах Заказчика с использованием существующего оборудования Заказчика;
- организовывает 50 автоматизированных рабочих мест мониторинга на существующих рабочих местах с использованием существующего оборудования внешних силовых или гражданских служб.
При этом отсутствует описание существующей системы Заказчика, ее состав и функции. Отсутствует описание характеристик и места расположения30 существующих автоматизированных рабочих мест Заказчика и существующих 50 автоматизированных рабочих мест или гражданских служб, в том числе наименования таких силовых или гражданских служб.
Вместе с тем, подключение к любому оборудованию, в том числе автоматизированным рабочим местам силовых структур осуществляется в особом порядке. Необходимы специальные согласования возможности и порядка подключения к оборудованию таких структур, в том числе параметры интеграции с ними.
Указанная информация необходима для определения временных и стоимостных затрат на подключение оборудования, в том числе в части организации каналов связи.
В п.1 Описания объекта закупки указаны следующие положения:
_- выполняет настройку оборудования системы видеонаблюдения, принадлежащего следующим образовательным учреждениям города-курорт Анапа, с целью обеспечения возможности их интеграции в комплексную систему видеонаблюдения и ЦОД для целей обеспечения безопасности и осуществления администрацией города Анапа установленных законодательством полномочий:(*далее в описании приводится таблица с перечнем из 43 образовательных учреждений города Анапы и Анапского района с указанием количества камер, подлежащих настройке)".
При этом отсутствует описание существующих систем видеонаблюдения, в том числе технических характеристик камер и иного оборудования, используемых в образовательных учреждениях. Так же отсутствует указание на используемое программное обеспечение и параметры интеграции с этими системами.
В п.2 Описания объекта закупки указаны следующие положения:
"_ С 01.01.2022 г. Услуга видеонаблюдения считается оказанной в полном объеме при предоставлении Исполнителем Заказчику видеопотока с каждой видеокамеры Исполнителя не менее 21 часа за один календарный день._".
При этом отсутствуют требования к видеопотоку, его характеристикам и форме.
"_ все расходы, связанные с оказанием настоящей услуги: необходимые согласования, организация и предоставление в пользование программно-технических средств, пусконаладочные работы, установка опор, оплата потребляемого оборудованием Исполнителя электричества, аренда мест размещения каких мест?, аварийно-восстановительные работы и другие расходы по организации, эксплуатации, содержанию и ремонту указанных программно-технических средств в период срока оказания услуги - находятся в зоне ответственности Исполнителя и оплачиваются за его счет". _".
При этом отсутствует информация о количестве опор, их характеристиках и местах их установки, в соответствии с адресным планом установки видеокамер.
В п.1.2 раздела "Требования к функциональным и техническим характеристикам систем и применяемому оборудованию" Описания объекта закупки установлено следующее требование к Системе кондиционирования и вентиляции:
"Оборудование кондиционирования имеет в своём составе управляющий блок ротации, исполнительный блок ротации.
Количество внешних блоков не менее двух.
Количество внутренних блоков не менее двух.
Мощность охлаждения каждого внешнего блока не менее 9 кВт.
Холодопроизводительность внутреннего блока не менее 9 кВт.
Проводной пульт управления - не менее двух. _".
При этом отсутствует обоснование использования именно не менее двух внешних блоков и не менее двух внутренних блоков, а также проводного пульта управления.
Для надлежащего исполнения контракта Исполнитель вправе самостоятельно определить количественный и качественный состав климатического оборудования, в случае необходимости его использования, в целях обеспечения достижения необходимых температурных условий в используемых помещениях, при условии, что помещение для размещения центра обработки данных (ЦОД) предоставляется Исполнителем. Из Описания объекта закупки не следует, что помещение предоставляется Заказчиком.
В п.1.3 раздела "Требования к функциональным и техническим характеристикам систем и применяемому оборудованию" Описания объекта закупки установлено следующее требование к Системе контроля доступа: "Система контроля доступа имеет возможность настройки и управления по сети Ethernet. Включает в себя ПО с поддержкой не менее восьми точек прохода, сетевые контроллеры доступа - не менее 3 шт, считыватель карт формата Mifare - не менее 6 шт.".
Из пояснений Заказчика следует, что указанный товар является типовым. В целях доступа посторонних лиц и персонала система контроля доступа в ЦОД должна быть способна использоваться для осуществления многоуровневого доступа, при котором персонал с разными уровнями доступа способен попадать лишь те зоны, которые ему доступны.
В приложении N1 к описанию объекта закупки в характеристиках серверного оборудования Заказчик устанавливает требование к условиям сервисного обслуживания: "В состав базовой гарантии входят следующие условия: в течении 3-х лет с бесплатным выездом инженера на место эксплуатации, в режиме 24*7, временем отклика не более 4 часов. Наличие круглосуточной удаленной технической поддержки производителем по выделенной телефонной линии с возможностью бесплатного звонка без тарификации междугороднего соединения".
Из пояснений Заказчика следует, что круглосуточная гарантия с выездом инженера производителя сервисного оборудования и минимальным временем отклика является важным требованием, позволяющим использовать комплексную систему с минимальным временем простоя и обеспечением беспрерывного оказания услуги.
В п.2 Приложения N3 к "Описанию объекта закупки" указаны требования к совместимости: "специализированное программное обеспечения (далее - СПО) должно быть совместимо с существующей системой видеонаблюдения на базе программного обеспечения Axxon NEXT Universe".
При этом информация о параметрах интеграции СПО с существующей системой видеонаблюдения на базе программного обеспечения Axxon NEXT Universe Заказчиком не приведены, также отсутствует описание существующей системы видеонаблюдения.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ" обоснованной в части нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУ "Служба спасения" МО город-курорт Анапа нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - управлению закупок администрации МО город-курорт Анапа (комиссии), Заказчику - МБУ "Служба спасения" МО город-курорт Анапа выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 декабря 2021 г. N 1776/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021