Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Хортон" Мельник С.В. (доверенность от 03.12.2021 N11-Х), в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Кузьминовой М.А. (доверенность от 01.12.2021 N04-14-08.28124), рассмотрев жалобу ООО "Хортон" на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: Инсулин аспарт (реестровый N0125200000721000496), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 30.11.2021 поступила жалоба ООО "Хортон" (далее - Заявитель; Общество) на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также -аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: Инсулин аспарт (реестровый N0125200000721000496) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия допустила нарушение требований Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 01.12.2021 N04/9470, 04/9474 рассмотрение жалобы было назначено на 06.12.2021 на 09 час.30 мин.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в отсутствие представителя заявителя ООО "Хортон", в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Кузьминовой М.А. (доверенность от 01.12.2021 N04-14-08.28124).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 15:30 06.12.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Хортон" Мельник С.В. (доверенность от 03.12.2021 N11-Х), в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Кузьминовой М.А. (доверенность от 01.12.2021 N04-14-08.28124).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
11.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 079 654,44 руб.
Из жалобы Заявителя следует, что в протоколе рассмотрения заявок от 19.11.2021 отсутствует информация о наличии среди предложений участников аукциона предложения о поставке товаров иностранного происхождения.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.11.2021 было подано четыре заявки, по результатам рассмотрения которых, аукционной комиссией принято решение о допуске всех участников закупки к участию в нем и признании этих участников закупки участниками такого аукциона.
В ходе обзора первых частей заявок на участие в электронном аукционе Комиссией установлено, что участником закупки, заявка которого зарегистрирована под N3, предложен товар, страной происхождения которого является Дания. Участники закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN1,2,4, предложили к поставке товар, страной происхождения которого является Россия.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
- о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, учитывая применение при осуществлении закупки Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1289), а также Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Приказ N126 н) аукционная комиссия обязана была указать в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 19.11.2021 информацию о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Вместе с тем, при рассмотрении указанного выше протокола, Комиссией установлено, что такой протокол не содержит информации о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, тогда как условия допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Бездействие аукционной комиссии при оформлении протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 19.11.2021 в части невключения в указанный протокол информации о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, тогда как условия допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, противоречит пункту 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Заявитель считает, что победитель аукциона АО "Фармацевт Плюс" предложил к поставке товар, страной происхождения которого является Дания.
Между тем, данный довод Заявителя не обоснован, поскольку АО "Фармацевт Плюс", заявка которого была зарегистрирована под N2, предложило к поставке товар, страной происхождения которого является Россия.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией также было установлено следующее.
Частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N1289 (далее - Постановление N1289) установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункта 1(1) постановления N 1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 постановления N 1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1289 Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 1.4 Приказа N 26н в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с п. 1 Постановления N 1289 и, при этом, соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На основании пункта 3 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.11.2021 все заявки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации Заказчика.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.11.2021 участник закупки, заявка которого была зарегистрирована под N2, АО "Фармацевт Плюс" признан победителем электронного аукциона, ценовое предложение которого составило 5 988 459,60 руб.
Однако ООО "Альфармед" в заявке, зарегистрированной под N3, в первой части своей заявки представило товар, страной происхождения которого является Дания, и предоставило регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения ЛП-005882 (производитель Дания).
В заявке участника закупки, которая была зарегистрирована под N1 (ООО "Хортон", Заявитель), имеется регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения ЛП-006600 (производитель ООО "Герофарм", Россия). Также заявка содержит документы, подтверждающие прохождение всех стадий технологического производства лекарственных средств, осуществляемых на территории государств - членов Евразийского экономического союза (СТ-1 1002010730, СП-0000832/12/2020, GMP-0037-000408/19, GMP-0037-000409/19).
АО "Фармацевт Плюс" в заявке, зарегистрированной под N2, предоставило регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения П N016171/01 (производитель ООО "Ново Нордиск", Россия), СТ-1 1043000044. Однако в указанной заявке не имеется документов, подтверждающих прохождение всех стадий технологического производства лекарственных средств, осуществляемых на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
В заявке, зарегистрированной под N4, аналогично отсутствуют документы, подтверждающие прохождение всех стадий технологического производства лекарственных средств, осуществляемых на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Учитывая, что к поставке были предложены товары как минимум двух различных производителей, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, заявка участника закупки, зарегистрированная под N3, с предложением товара иностранного происхождения (Дания) должна была быть отклонена аукционной комиссией в силу п.1 Постановления N1289.
В связи с тем, что на участие в электронном аукционе подано не менее двух заявок, страной происхождения которых является Россия и имеющих различных производителей товара, аукционная комиссия заказчика обязана применить положения Постановления N 1289 и отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств.
Вместе с тем, заявка участника закупки, зарегистрированная под N3, признана аукционной комиссией соответствующей требованиям ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, аукционная комиссия, не применив положения п.1.4 Приказа N 126н, п 1(1) Постановления N1289, ч.3 ст.14, ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, неправомерно признала АО "Фармацевт Плюс" победителем электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата: Инсулин аспарт, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Хортон" на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: Инсулин аспарт (реестровый N0125200000721000496) обоснованной в части нарушения пункта 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать аукционную комиссию государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области нарушившей пункт 4 части 6 статьи 67, п. 3 ч. 6 ст. 69, ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.1.4 Приказа N 126н, п.1, 1(1) Постановления N1289 при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: Инсулин аспарт (реестровый N0125200000721000496).
3. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Астраханской области и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата: Инсулин аспарт (реестровый N0125200000721000496).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 6 декабря 2021 г. N 030/06/67-1600/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021