Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика - Астраханской таможни -Нечаева В.В. (действующий по доверенности Nб/н от 11.01.2021 года), Ризова С.А. (действующий по доверенности Nб/н от 03.09.2021 года), надлежащим образом извещенных, в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Арус" - Русанова В.В. (действующий по доверенности Nб/н от 10.08.2021 года), надлежащим образом извещенного, рассмотрев заявление государственного заказчика - Астраханской таможни (ИНН 3017003414, юридический адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адмирала Нахимова,42) исх.N21-19/20209 от 01.12.2021 года (вх.N12426 от 02.12.2021 года) о внесении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Арус" (ИНН 9728014407; юридический адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект, 111 корпус 1, пом. 26, офис 134, этаж 3, почтовый адрес: 108820, г. Москва,поселение завода Мосренген, 26/3) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 02.12.2021 года поступило заявление государственного заказчика - Астраханской таможни (далее также - Заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Арус" (далее также Победитель, Подрядчик, Общество, ООО "Арус") в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N N 52/ЭА от 14.09.2021 года на выполнение работ по промывке и опрессовке общекотельных систем и инженерных коммуникаций, систем теплоснабжения на объектах Астраханской таможни (ИКЗ 211301700341430250100101601604322244) (номер извещения: 0325100011421000052 ) (реестровый номер контракта: 1301700341421000079) (далее - Контракт).
Рассмотрение заявления назначено на "08" декабря 2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.508, по местному времени контролирующего органа (МСК+1).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
13.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право залкючить контракт на выполнение работ по промывке и опрессовке общекотельных систем и инженерных коммуникаций, систем теплоснабжения на объектах Астраханской таможни (со сдачей работ представителям районных служб тепловых сетей) (номер извещения 0325100011421000052) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
По результатам электронного аукциона победителем было признано ООО "Арус", о чем свидетельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 27.08.2021 N0325100011421000052-3.
14.09.2021 года между Заказчиком и ООО "Арус" был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить следующие работы: по промывке и опрессовке общекотельных систем и инженерных коммуникаций, систем теплоснабжения на объектах Астраханской таможни в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту).
Сумма Контракта составила 207 897,60 рублей.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта работы Подрядчик выполняет с использованием собственных материалов, оборудования, машин и механизмов.
Согласно пункту 4.2.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и сдать работы Заказчику в состоянии, соответствующем условиям контракта.
Приложения N2 к Контракту установлено место выполнения работ:
В соответствии с пунктом 7 Приложения N2 к Контракту срок начала работ - следующий день после подписания контракта. В течение 3-х рабочих дней с даты подписания контракта Исполнитель представляет на согласование Заказчику план -график выполнения работ.
Пунктом 1.2 Контракта установлены сроки выполнения работ:
- По промывке и опрессовке системы теплоснабжения на объекте Астраханской таможни (со сдачей работ представителям районных служб тепловых сетей) по адресу: г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 42.
Дата начала выполнения работ - день, следующий за днем подписания контракта, дата окончания работ 10.10.2021. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
- По промывке и опрессовке системы теплоснабжения на объекте Астраханской таможни по адресу: Астраханская обл., г. Ахтубинск, ул. 2-ая Железнодорожная, 2 (Ахтубинский т/п), Волгоградская обл., г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. Ленина 1б (Дзержинский т/п).
Дата начала выполнения работ - день, следующий за днем подписания контракта, дата окончания работ 8 рабочих дней со дня начала работ. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
Регламентированный срок исполнения ООО "Арус" Контракта - 10.10.2021 года.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика было пояснено, что в регламентированный Контрактом срок, а также по состоянию на дату рассмотрения заявления Заказчика Обществом обязательства по контракту в полном объеме не исполнены.
Из материалов дела следует, что 06.10.2021 года в ходе проведения Обществом работ по адресу: г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 42 были обнаружены неисправные отопительные приборы (радиаторы отопления) в количестве 2 штук и негерметичность трубопроводов под напольными покрытиями. В связи с тем, что устранение Подрядчиком вышеуказанных неисправностей Контрактом не установлено и Общество не могло продолжать выполнять работы, 06.10.2021 года Заказчику было сообщено о данных неисправностях для их устранения.
Данный факт представителями Заказчика не опровергался.
Как следует из пояснений представителей Заказчика, 06.10.2021 года неисправности были устранены, о чем 06.10.2021 года в телефонном режиме было сообщено Обществу.
При этом, представитель ООО "Арус" отрицал факт получения такой информации от Заказчика. В материалах дела отсутствуют доказательства информирования Подрядчика Заказчиком 06.10.2021 года.
07.10.2021 года, 08.10.2021 года, 13.10.2021 года Заказчиком в адрес Общества направлено письмо о неисполнении им контракта с 06.10.2021 года.
12.10.2021 года Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо от готовности исполнения Контракта после устранения Заказчиком неисправностей, выявленных 06.10.2021 года с сообщением даты таких устранений.
Следует отметить, указанное письмо от Подрядчика было получено Заказчиком 25.10.2021 года, о чем на заседании Комиссии Управления сообщили представители Астраханской таможни.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 9.2 Контракта установлено, что его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
19.10.2021 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 14.09.2021 года N52/ЭА (далее - Решение), в связи с неисполнением ООО "Арус" обязательств по контракту.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
19.10.2021 года Решение размещено на официальном сайте, а также 20.10.2021 года направлено на почтовый адрес ООО "Арус", указанный в Контракте (108820, г. Москва,поселение завода Мосренген, 26/3).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика было пояснено, что в связи с невозможностью отслеживания почтового отправления Заказчик рассчитывал дату надлежащего уведомления ООО "Арус" о решении об одностороннем отказе от исполнения контракта по истечении 30 дней с даты размещения в единой информационной системе.
При этом, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика было пояснено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.10.2021 года было направлено в адрес ООО "Арус" по почте посредством простого письма без уведомления, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений Астраханской таможни от 20.10.2021 года.
Таким образом, отследить вручение Обществу Решения Заказчика от 19.10.2021 года не предоставляется возможным.
Представитель ООО "Арус" при этом пояснил, что Общество Решение Заказчика не получало.
При этом, частью 12 стать 95 Закона о контрактной системе прямо предусмотрено направление Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в направлении в адрес ООО "Арус" Решения от 19.10.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N52/ЭА от 14.09.2021 года по почте посредством простого письма без уведомления нарушают требования части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
При этом, в подпункте "а" пункта 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
В данном случае, в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, которое выразилось в направлении в адрес ООО "Арус" Решения от 19.10.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N52/ЭА от 14.09.2021 года по почте посредством простого письма без уведомления.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Астраханского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Астраханской таможни о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Арус" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Признать государственного заказчика - Астраханскую таможню нарушившим часть 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части несвоевременного направления решения от 19.10.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта N52Э\А от 14.09.2021 в адрес ООО "Арус".
3. Предписание не выдавать.
4.Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения заявления Заказчика, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 декабря 2021 г. N РНП-30-156-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021