Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
при участии в заседании в формате видеоконференцсвязи:
от Заявителя - ИП Ковалёва К.С.
от Заказчика - представителей по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителей по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП Ковалёв К.С. (ИНН: 720414375422) на действия Единой комиссии (ИНН: 8911003762) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Приобретение спортивного ограждения для нужд с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа", начальная (максимальная) цена контракта - 3 997 909,67 рублей (извещение N 0190300001321001339) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии (вход. N 7520 от 01.12.2021).
Заявитель считает, что в действиях Единой комиссия имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении закупки, Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 17.11.2021 18:04;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 25.11.2021 08:00;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 26.11.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 29.11.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что согласно п.7 раздела I.3. Информационной карты аукциона, требуемые характеристики указаны в Части II. "Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки" представлены в виде таблицы. Указанные Заявителем конкретные характеристики объекта закупки полностью соответствуют требованиям таблицы Части II. Сведения о годе производства товара являются иными условиями объекта закупки. Более того, поставка данного товара подразумевает его изготовление исключительно для заказчика, т.к. имеет индивидуально-определенные свойства. Это не товар массового, серийного производства. Год производства, по умолчанию 2021.
Заказчик не согласились с доводами жалобы, представил письменные пояснения по существу жалобы, из которого следует, что предлагаемый Заявителем к поставке товар не соответствует потребности Заказчика, а именно Заявителем в своей заявке не представлены сведения о годе производства товара.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
При рассмотрении первых частей заявок в полномочия Единой комиссии входит только проверка заявки на соответствие аукционной документации.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.11.2021 N0190300001321001339-1, Единая комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями и условиями, установленными в документации об аукционе, приняла решение об отказе в допуске участнику закупки (Заявителю), заявка N 110965611 на основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года и п.п.2 п. 5.1.5 документации об электронном аукционе - первая часть заявки не соответствует требованиям п. 2 ч.3 ст.66 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года и п.п.2 п.3.2.2 документации об электронном аукционе. Не предоставлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе: не предоставлены сведения о годе производства товара.
В п. 3.2.2 п. 3 части 1 документации об аукционе Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению, а именно первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.2.4 настоящего раздела, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом из системного толкования изложенных ранее положений Закона о контрактной системе следует, что под конкретными показателями понимаются указываемые участником электронного аукциона в первой части заявки значения показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком критериям в Аукционной документации.
Согласно части 2 документации об электронном аукционе "Технические требования", Заказчиком указаны условия в том числе год изготовления: не ранее 2021 года. Далее заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а именно показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
В ходе изучения первой части заявки с номером 110965611 (заявка Заявителя), Комиссией установлено, что в первой части заявки указанного участника закупки содержались характеристики товара, соответствующие Техническому заданию Аукционной документации.
Причиной для отклонения указанной заявки послужило отсутствие информации о дате производства (изготовления) товара.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, предусмотренными этой частью. В их число входит требование о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также к их числу относится и требование, установленное пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Таким образом, исходя из норм Закона о контрактной системе, следует, что поставляемый по контракту товар должен быть новым даже в отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в документации о закупке, напротив, обязательным является указание на то, что товар может быть не новым, если заказчик допускает такую возможность. Данное требование является нормой диспозитивного характера, что предполагает право заказчика в документации о закупке указать, что товар должен быть новым товаром, если он считает это целесообразным.
Положения Закона о контрактной системе позволяют сделать вывод о том, что новизна заявленного к поставке товара предполагается, не относится к конкретным показателям закупаемого товара и не требует отражения в первой части заявок (к качественным характеристикам товара не относится), тогда как представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что, по их мнению, данная характеристика является качественной.
Год производства (изготовления) товара является условием поставки товара. Выразив согласие при подаче заявки на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, презюмируется, что участник закупки заявил о намерении поставить товар согласно требованиям заказчика - в данном случае поставляемое спортивное ограждение производства (изготовления) не ранее 2021 года.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 302-КГ17-6955 по делу N А33-10842/2016, где также указано, что новизна заявленного к поставке товара предполагается и не относится к конкретным показателям закупаемого товара и не требует отражения в первой части заявок (к качественным характеристикам товара не относится).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Единая комиссия неправомерно приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки при рассмотрении первых частей заявок.
Следовательно, отказав Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, Единая комиссия нарушила требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что нарушение требований части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, допущенные Единой комиссией, являются существенным и повлияло на результаты электронного аукциона.
Данные нарушения необходимо устранить при повторном рассмотрении первых частей заявок, в связи с чем заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки выдается соответствующее предписание.
Довод жалобы Заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ковалёв К.С. (ИНН: 720414375422) на действия Аукционной комиссии (ИНН: 8911003762) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Приобретение спортивного ограждения для нужд с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа", начальная (максимальная) цена контракта - 3 997 909,67 рублей (извещение N 0190300001321001339), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика обеспечить уведомление должностных лиц - членов Единой комиссии, о необходимости представить в срок до 20.01.2022 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты;
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- приказ (распоряжение) об утверждении состава Единой комиссии;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 21.01.2022 в 15 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru, to89-gorozheev@fas.gov.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 декабря 2021 г. N 089/06/67-716/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021