Резолютивная часть решения оглашена "08" декабря 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме "09" декабря 2021 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Горовых К.П. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Михеевой К.В. - |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок |
При участии посредством ВКС:
- Спивака Ю.А. - представителя ИП Фомичева С.В., по доверенности;
- Дрыгиной Я.А. - представителя Министерства транспорта Кузбасса, по доверенности,
рассмотрев дело N042/06/33-2063/2021, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Министерства транспорта Кузбасса законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000121013765 Право заключения государственного контракта на оказание услуг (выполнение работ) по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п "б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
29.11.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Фомичева С.Л. (вх. N 8058Э от 29.11.2021) на действия заказчика - Министерства транспорта Кузбасса при проведении электронного аукциона N 0139200000121013765 Право заключения государственного контракта на оказание услуг (выполнение работ) по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам.
По мнению заявителя, аукционная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
22.11.2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кузбасса были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000121013765 Право заключения государственного контракта на оказание услуг (выполнение работ) по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам и аукционная документация.
Начальная максимальная цена контракта -0,01 рублей.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с частью 2 статьи 42 ФЗ N44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Из вышеизложенного следует, что заказчик в извещении, а также в силу части 1 статьи 64 ФЗ и части 1 статьи 34 ФЗ N44-ФЗ в аукционной документации и проекте контракта об осуществлении закупки обязан указать содержащую наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
Вместе с тем положениями ФЗ N44-ФЗ не установлено требований к порядку формирования лотов для проведения электронного аукциона.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик принимает решение об объединении объектов и объема работ в один электронный аукцион с учетом положений ФЗ N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий (ч. 7 ст. 14 Закона об организации перевозок).
Таким образом, федеральный закон устанавливает способ заключения уполномоченным органом государственных (муниципальных) контрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона об организации перевозок.
В соответствии с пункта 2 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) в аукционной документации могут устанавливаться: назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.
Заказчиком в пункте 2.5 проекта контракта установлено следующее: Возмещение части затрат, на выполнение работ, указанных в пункте 1.1. настоящего Контракта, осуществляется в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2017 N 614 "Порядок предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок".
Вместе с тем, воспользовавшись своим правом в соответствии на указание назначения субсидий с ч.5 статьи 14 ФЗ N 220-ФЗ заказчик в проекте контракта не установил размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 7 части 14 ФЗ N 220-ФЗ если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.
Поскольку в аукционной документации заказчика установлена начальная максимальная цена контракта в размере 0,01 рублей, и аукционной документацией предусмотрено предоставление субсидий, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, о том в действиях заказчика имеются признаки определения НМЦК без учета вышеуказанных субсидий.
Согласно требованиям пункта 3 части 8 статьи 99 ФЗ N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Кемеровское УФАС России не обладает полномочиями относительно проверки расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в связи с этим Кемеровским УФАС России принято решение о направлении на рассмотрение в адрес Главного контрольного управления Кузбасса жалобы ИП Фомичева С.В. для решения правомерности в части обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в пределах предоставленных полномочий.
Согласно пункту 1.2 письма Федеральной антимонопольной службы от 2 октября 2020 г. N ИА/85875/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ" для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования более 50 тысяч человек, но не превышает 150 тысяч человек, все маршруты разделены не менее чем на 15 лотов.
В своей жалобе заявитель ИП Фомичев С.В. указывает на наличие признаков нарушения заказчиком требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку заказчиком, по мнению заявителя, были необоснованно укрупнены лоты, что привело к существенному увеличению стоимости и вытеснению малых и экономически слабых действующих субъектов не способных освоить крупный лот, что противоречит письму Федеральной антимонопольной службы от 2 октября 2020 г. N ИА/85875/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ" для муниципальных маршрутов.
Согласно вышеуказанному письму, при проведении торгов необходимо учитывать антимонопольные требования к торгам, установленные статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вывод о том, что действия организатора торгов приводят или могут привести к ограничению конкуренции, должен базироваться на анализе товарного рынка, который, в свою очередь, проводится антимонопольным органом в сроки и порядке, не регламентированные ФЗ N 44-ФЗ.
Следовательно, для признания действий противоправными антимонопольному органу необходимо установить их несоответствие положениям Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссией Кемеровского УФАС России принято решение о передаче вышеуказанной жалобы в соответствующее структурное подразделение Кемеровского УФАС России для рассмотрения на предмет соответствия требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Фомичева С.Л. на действия заказчика - Министерства транспорта Кузбасса при проведении электронного аукциона N 0139200000121013765 Право заключения государственного контракта на оказание услуг (выполнение работ) по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам не обоснованной.
2. В результате внеплановой проверки признать заказчика - Министерства транспорта Кузбасса нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N042/06/33-2063/2021должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
5. Передать материалы дела N042/06/33-2063/2021 в соответствующее структурное подразделение Кемеровского УФАС России для рассмотрения на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
6. Передать жалобу ИП Фомичева С.В. в адрес Главного контрольного управления Кузбасса для рассмотрения довода жалобы, в части обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в пределах предоставленных полномочий.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии: К.П. Горовых
К.В. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 9 декабря 2021 г. N 042/06/33-2063/2021 (ключевые темы: перевозка - субсидии - антимонопольный орган - муниципальный контракт - аукционная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021