Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 26.11.2021 N 794 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Меньшикова Р.А." (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей уполномоченного органа - МКУ "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" -, представителей заказчика - МКУ "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа" -, в отсутствие представителей заявителя - ИП Меньшикова Р.А. (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-821/2021 по жалобе ИП Меньшикова Р.А. на положения документации об электронном аукционе "Выполнение работ по устройству основания подъездной дороги и межквартальных проездов на территории кладбища" (N закупки 0826300021021000541) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что в документации об Электронном аукционе заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки с применением неверного пункта 2.2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Заявитель полагает, что верным будет применение пункта 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 99, так как объектом закупки являются работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги.
Заказчик, уполномоченный орган представили возражения на жалобу ИП Меньшикова Р.А., с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в своих возражениях на жалобу ИП Меньшикова Р.А., считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А., заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17.11.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение работ по устройству основания подъездной дороги и межквартальных проездов на территории кладбища.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 007 478,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Меньшикова Р.А. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 99 к участнику закупки, предметом которой является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, установлены следующие дополнительные требования о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно пункту 2.2 Приложения N1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с пунктом 20 "Информационной карты электронного аукциона" документации об Электронном аукционе к участникам закупки установлено следующее дополнительное требование, предусмотренное частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 2.2 Приложения N 1 к Постановлению N 99:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
По мнению заявителя, указанное требование документации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, поскольку документацией об Электронном аукционе предусмотрены работы по устройству автомобильной дороги.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации под ремонтом автомобильных дорог понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; под содержанием автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения".
В свою очередь, автомобильные дороги - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Предметом закупки является выполнение работ по устройству основания подъездной дороги и межквартальных проездов на территории кладбища. В соответствии с Правилами благоустройства территории Старооскольского городского округа, утвержденными решением совета депутатов Старооскольского городского округа от 11.07.2018 N126 (далее - Правила благоустройства), указанные работы относятся к работам по благоустройству.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что заказчику был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с целью обустройства нового кладбища, площадью 20 га. Выполнение работ по обустройству нового кладбища осуществляется заказчиков в соответствии с Правилами благоустройства.
Согласно Правилам благоустройства под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории городского округа, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на этих территориях объектов, в том числе территорий общественного пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений прилегающих территорий.
К объектам благоустройства территорий общественного пользования относятся общественные пространства, участки и зоны (жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационного назначения, специального назначения и иные виды, которые в различных сочетаниях формируют все разновидности общественных территорий: центры общемуниципального и локального значения, многофункциональные, примагистральные и специализированные общественные зоны.
Территория кладбищ - это территория общественного пользования специального назначения, которая постоянно и без платы за посещение доступна для населения.
В соответствии с пунктом 11.5 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, рекомендованные протоколом НТС Госстроя России от 25.01.2001 N 01-НС-22/1 (далее - Рекомендации) дорожная сеть по всей территории кладбищ, на отдельных участках, в том числе участках зданий и сооружений, в частности от их значения и размеров, расчетной интенсивности движения, подразделяется на следующие категории:
- магистральные дороги, центральные площади и главные аллеи;
- межквартальные дороги;
- внутриквартальные дороги;
- дорожки и тротуары.
Согласно пункту 11.8 Рекомендаций внутриквартальные дороги, дорожки и тротуары предназначены для пешеходной связи в секторах, а внутриквартальные дороги - и для проезда местного моторизованного хозяйственного транспорта.
Пунктом 11.11 установлено, что для внутриквартальных дорог рекомендуется использовать щебеночные улучшенные цементно-грунтовые смеси.
В соответствии с локальным сметным расчетом 02-01-01 документации об Электронном аукционе предполагается устройство внутриквартальных дорог щебеночно-песчанной смесью (п.п. 4,5 ЛСР).
Таким образом, подъездная дорога и межквартальные проезды не относятся к автомобильным дорогам, устраиваемые проезды отсыпаются щебнем для обеспечения беспрепятственного прохода людей по территории кварталов и участков и не предназначены для массового проезда автотранспорта, исключение установлено только для погребальных кортежей и специализированного транспорта для подвоза людей, уборки территории, вывоза мусора, завоза воды и песка. В связи с чем, работы, подлежащие выполнению в рамках данной закупки, относятся к работам по благоустройству, с необходимостью установления дополнительных требований по пункту 2.2 Приложения N1 ПП РФ N 99.
Заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, доводов, опровергающих выводы заказчика не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения документации об Электронном аукционе нарушили права и законные интересы ИП Меньшикова Р.А., привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, а также ограничили количество участников закупки заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
С учетом вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что установленные заказчиком дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2.2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, не соответствуют законодательству о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 2 декабря 2021 г. N 031/06/64-821/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021