Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 29.11.2021 N 803 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы Костюшина А.О.", (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителя уполномоченного органа - администрации Белгородского района Белгородской области - (по доверенности), представителей заказчика - МОУ "Начальная школа "Радуга детства" п. Майский Белгородского района Белгородской области" - (по доверенности), Коневой Д.Л. (по доверенности), в отсутствии заявителя - (о времени и месте рассмотрения надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-831/2021 по жалобе Костюшина А.О. на положения документации об электронном аукционе "Поставка оборудования" (N закупки 0126300029121000793) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба Костюшина А.О. на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- Заказчиком в документации, размещенной в единой информационной системе, при описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики, не предусмотренные соответствующими позициями каталога товаров, услуг, работ.
- Заказчиком не определены сроки и точный объем требуемого монтажа. При этом в предмет закупки наряду с монтажными работами включена поставка как монтируемого, так и не монтируемого оборудования, стоимость последнего превышает 10 % начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает действующее законодательство.
Уполномоченный орган, заказчик представили возражения на жалобу Костюшина А.О. с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в своих возражениях на жалобу Костюшина А.О., считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу Костюшина А.О., представленные возражения, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.11.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта - 762 614,09 рублей.
На момент рассмотрения жалобы Костюшина А.О. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Комиссией установлено, что объектом закупки являются Акустическая система (26.40.31.190-00000012), Микшерный пульт (26.40.31.190-00000009), Радиосистема с головным микрофоном (26.40.31.190-00000021), соответствующие коды ОКПД указанного оборудования включены в перечень постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". При этом в документации об Электронном аукционе, указаны дополнительные характеристики каждого оборудования, в том числе размера и веса.
Согласно пояснениям заказчика установление дополнительных характеристик произошло в результате технической ошибки, допущенной исполнителем, в связи с большим количеством закупок, что подтверждается объяснительной по этому поводу (копия представлена в материалы дела).
Таким образом, действия заказчика установившего дополнительно характеристики оборудования при описании объекта закупки Электронного аукциона нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.
Согласно пункту 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющегося Приложением к приказу ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено на заседании Комиссии, на участие в Электронном аукционе подано 4 заявки, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
2. По мнению Заявителя в документации не определены: место монтажа, длина кабелей, площадь помещения, потребность в работах по штроблению стен. Отсутствие описания объекта закупки в части монтажа не позволяет определить потребность Заказчика и не позволяет поставщику оценить рентабельность участия в закупке. Так же не согласовано одно из существенных условий подряда - срок выполнения работы по монтажу. Кроме того, в предмет закупки наряду с монтажными работами включена поставка как монтируемого, так и немонтируемого оборудования (микшерный пульт). Стоимость последнего превышает 10% НМЦК.
Пунктом 3.1 Проекта контракта предусмотрено, что Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику и производит монтажные работы по адресу: 308503, РФ, Белгородская область, Белгородский район, п. Майский, ул. Мира, д. 1А (далее - место доставки), в срок: с момента заключения контракта, но не позднее 15 декабря 2021года.
Согласно пункту 2.3 Проекта контракта цена Контракта включает в себя: стоимость Товара, подготовительные, монтажные и пуско-наладочные работы, погрузочно-разгрузочные работы (в том числе подъем на этаж), услуги по доставке Товара и вывозу упаковочного материала.
Согласно пояснениям заказчика, помещение, в котором будет располагаться приобретаемое оборудование, полностью готово к установке оборудования, все внутренние коммуникации распланированы под установку, в связи с чем, в выполнении работ по штроблению отсутствует необходимость. При этом подрядчику требуется выполнить только установку и пуско-наладочные работы. Таким образом, размещенная в единой информационной системе в сфере закупок документация позволяет подрядчику определить объем работ по установке и пуско-наладочным работам.
Монтаж оборудования выполняется в один этап, то есть при его непосредственной поставке. Кроме того монтажные работы, не являются непосредственным объектом закупки, а являются сопутствующими работами при поставке оборудования. Таким образом, отсутствует необходимость по установлению сроков монтажа.
Довод заявителя о монтируемом и не монтируемом оборудовании со ссылкой на решение ФАС России от 30 ноября 2017 года N ПГОЗ-276/17 неправомерен, так как в решение объектом закупки являлись работы по реконструкции и техническому перевооружению учебно-научного корпуса, а не непосредственное приобретение оборудования.
Заявитель, на заседание Комиссии доказательств и доводов, опровергающих выводы заказчика не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения документации об Электронном аукционе нарушили права и законные интересы Костюшина А.О., привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, а также ограничили количество участников закупки заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Костюшина О.А.обоснованной в части.
2. Признать в действиях заказчика - МОУ "Начальная школа "Радуга детства" п. Майский Белгородского района Белгородской области" нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 3 декабря 2021 г. N 031/06/64-831/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021