Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 30.11.2021 N 804 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Профит" (далее - Комиссия), при участии представителей: заказчика - МКУ "Управление социального строительства Яковлевского городского округа", уполномоченного учреждения - МКУ "Управление муниципальных закупок Яковлевского городского округа" Рязановой, заявителя - ООО "Профит", рассмотрев материалы дела N 031/06/64-832/2021 по жалобе ООО "Профит" на положения документации об электронном аукционе на устройство спортивных площадок на территории Яковлевского городского округа (закупка N 0826600012221000145) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно:
1) заказчик в первой части заявки на участие в электронном аукционе неправомерно требует указать конкретные показатели необходимого к поставке оборудования;
2) заказчик в пункте 4.13 проекта контракта установил незаконное требование: Подрядчик обязуется стать на налоговый учет в МИФНС N2 по Белгородской как обособленное подразделение по месту выполнения работ в Яковлевском городском округе.
3) в извещении и документации об Электронном аукционе не содержится место устройства спортивных площадок на территории Яковлевского городского округа;
4) документация об Электронном аукционе не содержит сведений о том, что объект закупки является объектом капитального либо некапитального строительства;
5) не смотря на то, что начальная (максимальная) цена контракта более 3 000 000,00 рулей, заказчик в документации об Электронном аукционе не установил требование о членстве участника закупки в СРО;
6) заказчик требует предоставить подрядчику исполнительную документацию, не предоставив рабочую документацию;
7) в пункте 8.1. проекта контракта указано, что подрядчик гарантирует выполнение всех работ в соответствии со сметной и технической документацией, государственными стандартам, техническими регламентами, СП, иными обязательными правилами и действующими нормативными актами в полном объеме, надлежащим качеством и в сроки, определенные условиями настоящего Контракта; своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации Объекта; надлежащее функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации Объекта.
Гарантийный срок на все виды работ и примененные материалы по настоящему контракту устанавливается в соответствии со статьями 755, 756 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет пять лет. При этом началом срока действия гарантийных обязательств Подрядчика, считается дата подписания актов формы N КС-3, КС-2.
Гарантийный срок на МАФ составляет (не менее) 12 месяцев и исчисляется с момента подписания Сторонами акта приема-передачи МАФ и распространяется на все поставляемые МАФ.
При указанной редакции пункта 8.1. проекта контракта заявителю не понятно, какой гарантийный срок на МАФы 5 лет или 12 месяцев.
Уполномоченное учреждение представило возражения на жалобу ООО "Профит", с доводами, изложенными в жалобе, не согласно, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении на жалобу ООО "Профит", считает жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Профит", возражения уполномоченного учреждения, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.11.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - устройство спортивных площадок на территории Яковлевского городского округа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 355 626,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Профит" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Из части 3.1. статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В силу части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Комиссией установлено, что из пункта 22 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе следует, что дата и время окончания подачи заявок 29.11.2021 в 09-00 часов.
Из пункта 23 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе следует, что дата проведения аукциона 01.12.2021 года.
Кроме того, из пояснений представителя заказчика следует, что объектом закупки является благоустройство.
Вместе с тем, из письма ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 следует, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Из пояснений заказчика следует, что поставленный товар будет приниматься к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
При указанных обстоятельствах в первой части заявки на участие в Электронном аукционе правомерно установлено требование заказчика об указании конкретных показателей необходимого к поставке оборудования, что указывает на необоснованность первого довода жалобы ООО "Профит".
2. В пункте 4.13 проекта контракта содержится требование: Подрядчик обязуется стать на налоговый учет в МИФНС N2 по Белгородской как обособленное подразделение по месту выполнения работ в Яковлевском городском округе.
Указанное требование, содержащееся в проекте контракта является неправомерным по следующим основаниям.
Статья 34 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень обязательных требований, которые должен содержать контракт. Требований о включении исследуемого пункта в контракт не содержится.
Таким образом, указанное требование является излишним, не предусмотренным действующим законодательством РФ о контрактной системе.
Кроме того, редакция пункта 4.13 проекта контракта обязывает подрядчику в любом случае без исключения стать на налоговый учет в МИФНС N2 по Белгородской как обособленное подразделение по месту выполнения работ в Яковлевском городском округе.
Вместе с тем, обособленное подразделение (ОП), которое является филиалом или представительством, ставят на налоговый учет автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
О других ОП в ИФНС по месту нахождения учреждения подрядчик должен подать сообщение по форме N С-09-3-1 в течение месяца со дня создания ОП (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ).
ОП ставят на учет в инспекции, соответствующей его адресу.
Однако есть исключения (п. 4 ст. 83 НК РФ, Письмо ФНС от 28.09.2011 N ПА-4-6/15886):
- если создается несколько ОП в одном городе (муниципальном районе, городском округе, и так далее), их все можно поставить на учет в одной ИФНС - по месту нахождения любого из ОП;
- в инспекции, где уже числится одно из обособленных подразделений подрядчика, можно поставить на учет ОП, которое открывается подрядчиком муниципальном районе.
Кроме того, представителем заказчика не представлено в материалы дела доказательств тому, что у подрядчика при выполнении работ по контракту будет создано подразделение, содержащее все признаки обособленного подразделения.
Учитывая изложенное, требование заказчика, содержащееся в пункте 4.13 проекта контракта излишнее, так как может являтся неисполнимым.
3. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, среди прочего следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 8 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе место выполнения работ Белгородская область, Яковлевский городской округ.
Аналогичная информация содержится в извещении.
При указанных обстоятельствах Комиссия не может прийти к выводу об указании в извещении и документации об Электронном аукционе места поставки и монтажа поставляемого оборудования, что указывает на несоблюдение заказчиком требований пункта 2 части 42, статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, третий довод жалобы является обоснованным.
4, 5. Из пояснений представителя уполномоченного учреждения следует, что благоустройство территории определено в пункте 3.2. СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, как комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 марта 2017 года N597/пр "О формировании классификатора строительных ресурсов" к малым архитектурным формам относятся снаряды, инвентарь и оборудование для занятий спортом или для игр на открытом воздухе.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что объектом закупки является благоустройство.
Следовательно, документация об Электронном аукционе правомерно не содержит сведений о том, что объект закупки является объектом капитального либо некапитального строительства;
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.
Согласно пункту 2(2) Приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд - 5 млн. рублей, предъявляются следующие дополнительные требования: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее, чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аналогичные требования к участнику закупки содержаться в пункте 14 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, и, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории, заказчиком правомерно не установлено требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации.
При указанных обстоятельствах четвертый и пятый доводы жалобы являются необоснованными.
6. Из пояснений заказчика следует, что рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, (п. 4 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию").
Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно (часть 2.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, а разработка проектной документации не требуется, то не требуется и разработка рабочей документации.
Кроме того, заказчик указал, что в исследуемой закупке рабочей документацией является схема типовой площадки и будет представлена подрядчику при исполнении контракта.
При указанных обстоятельствах шестой довод жалобы не нашел своего подтверждения.
7. На заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения пояснили, что все оборудование, указанное в Приложении N 1 "Описание объекта закупки" документации об Электронном аукционе, является МАФ.
В пункте 8.1. проекта контракта указано, что гарантийный срок на МАФ составляет (не менее) 12 месяцев и исчисляется с момента подписания Сторонами акта приема-передачи МАФ и распространяется на все поставляемые МАФ.
При указанных обстоятельствах Комиссии представляется возможным сделать вывод, что гарантийный срок на МАФ составляет (не менее) 12 месяцев, что указывает на необоснованность седьмого довода жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит" обоснованной в части.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 42 и статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 9 декабря 2021 г. N 031/06/64-832/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021