Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), на основании Приказа УФАС по РС (Я) N 73 от 09.11.2021 года, в составе:
. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Администрации сельского поселения "Эльгяйский наслег" (далее - Администрации СП "Эльгяйский наслег", заказчик): .. (глава);
слушателя: .
в отсутствии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стигматранс" (далее - ООО "Стигматранс", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "УСиПР" (далее - ООО "УСиПР", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобы ООО "Стигматранс", ООО "УСиПР" на действия (бездействие) заказчика Администрации сельского поселения "Эльгяйский наслег" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ на ремонт улицы Новаторов в с. Эльгяй, Сунтарского улуса РС(Я) (извещение N 0116300033321000001), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Стигматранс", ООО "УСиПР" на действия заказчика.
Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона (извещение N 0116300033321000001), решением Комиссии дела NN 014/06/59-2313/2021, 014/06/59-2314/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого N 014/06/59-2313/2021.
Из сути жалобы ООО "Стигматранс" следует, что заказчиком в проекте контракта установлен размер штрафа в виде фиксированной суммы, что не соответствует Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из сути жалобы ООО "УСиПР" следует, что заказчиком в аукционной документации установлены требования, влекущие ограничения количества участников закупки.
Просят признать жалобу обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобы ООО "Стигматранс", ООО "УСиПР" обоснованными на основании следующего.
Согласно извещению N 0116300033321000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт улицы Новаторов в с. Эльгяй, Сунтарского улуса РС(Я).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.11.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 3 076 107,75 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.11.2021 г.
Жалоба ООО "Стигматранс" о том, что заказчиком в проекте контракта установлен размер штрафа в виде фиксированной суммы, что не соответствует Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Согласно подпунктам "в" и "д" пункта 19 статьи 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части 5 статьи 34 слова "в виде фиксированной суммы, определенной" исключить; в части 8 статьи 34 слова "в виде фиксированной суммы, определенной" исключить, дополнить словами", за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов".
Вместе с тем, в нарушение части 5 и части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в пунктах 13.2.3, 13.3.2, проекта контракта указано, что размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы.
Таким образом, жалоба ООО "Стигматранс" признана обоснованной.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба ООО "УСиПР" о том, что заказчиком в аукционной документации установлены требования, влекущие ограничения количества участников закупки, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 20 информационной карты документации об аукционе определено, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
На основании пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 14.3 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно документации об аукционе и извещению о проведении аукциона объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в селе Эльгяй (Сунтарского улуса).
Виды (классификация) работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждены приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402). Указанная Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Исходя из анализа документации об аукционе, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что, в данном случае, объектом закупки является именно ремонт автомобильных дорог, а не капитальный ремонт. Кроме того, перечень работ, установленных в проектной документации, локальном ресурсном сметном расчете, не подразумевает под собой изменение параметров линейных объектов или их участков.
При этом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что виды работ, являющиеся предметом аукциона, в раздел II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402, определяющий виды работ при капитальном ремонте, не включены. Выполняемые в рамках данной закупки работы не относятся к работам по капитальному ремонту.
Следовательно, в рамках данной закупки устанавливать требование к участникам закупки об обязательном членстве в СРО, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, неправомерно.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Следовательно, жалоба ООО "УСиПР" признана обоснованной.
По мнению Комиссии Якутского УФАС России, нарушения требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, допущенный заказчиком, не повлияли на результаты закупки, в связи с чем необходимость выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стигматранс" обоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "УСиПР" обоснованной.
3. Признать заказчика Администрацию сельского поселения "Эльгяйский наслег" нарушившим часть 6 статьи 31, части 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы от 01.12.2021 по делу N 014/06/59-2313/2021 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
5. Выдать заказчику Администрации сельского поселения "Эльгяйский наслег" предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Якутское УФАС России об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии .
Члены комиссии .
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 декабря 2021 г. N 014/06/59-2313/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021