Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), на основании Приказа УФАС по РС (Я) N 73 от 09.11.2021 года, в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, заявитель): <_>$
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N2" (далее - ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2", заказчик): <_> (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "Центр закупок", уполномоченное учреждение): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобу ИП <_> на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2" при проведении электронного аукциона по вывозу жидких бытовых отходов (извещение N0816500000621015191), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП <_> на аукционную документацию при проведении электронного аукциона по вывозу жидких бытовых отходов (извещение N0816500000621015191).
Из сути жалобы ИП <_> следует, что заказчик неправомерно установил требования к участнику закупки в информационной карте аукционной документации при проведении электронного аукциона по вывозу жидких бытовых отходов (извещение N0816500000621015191) в виде наличии лицензии: на сбор отходов IV класса опасности.
Просят признать жалобу обоснованной.
В своем объяснении заказчик ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2" пояснил, что заявитель в праве требовать от участников закупки наличие лицензии на сбор и на транспортировку I-IV класса опасности. Представитель заказчика ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2" поддержал представленные пояснения. При этом, указал, что были представлены комментарии на запрос участника закупки "жидкие бытовые отходы относятся к IV классу опасности. Наименование данного отхода: Отходы (осадки) из выгребных ям. Код ФКККО 73210001304. Последняя цифра в коде ФККО указывает на класс опасности отхода. На обращение с отходами I-IV класса опасности, в том числе на сбор и на транспортирование, по закону требуется получение лицензии. При оказании услуги по данной закупке исполнитель сначала выкачивает жидкие отходы из септиков заказчика, затем транспортирует до места утилизации отходов. Таким образом, исполнитель осуществляет сбор н транспортирование жидких бытовых отходов. Соответственно требование о наличии лицензии на сбор жидких бытовых отходов является законным".
Просит признать жалобу ИП <_> необоснованной.
Уполномоченное учреждение ГКУ "Центр закупок" в своем пояснении указало, что в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию. Представитель на рассмотрении жалобы поддержал позицию заказчика, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП <_> обоснованной на основании следующего.
Согласно извещению N0816500000621015191 Заказчиком проведен электронный аукцион на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.11.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 143 300,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.11.2021
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требований на участие в аукционе установленных в пункте 8 части 1 Информационной карты электронного аукциона указано:
8. |
Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ. |
Участник закупки в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя следующие работы: - Сбор отходов IV класса опасности; - Транспортирование отходов IV класса опасности; По виду отхода по федеральному классификационному каталогу отходов: 7 32 101 01 30 4 Соответствие требованию подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии) или лицензии(й) или его (их) копии(й). |
Согласно Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены следующие понятия:
- "сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение"; "транспортирование отходов";
- "транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах".
При этом, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродназор) от 22 мая 2017 г. N242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов (ФККО)" установлены следующие виды отходов:
- отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4);
- отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4.12.2014 г. N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" установлены показатели отнесения отходов в зависимости от степени негативного воздействия для окружающей среды к различным классам опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы.
Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" пунктом 30 частью 1 статьи 12 в "перечень видов деятельности, в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе "деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"
Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерацией от 26.12.2020 г. N2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности" определяются следующие лицензионные требования "к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
а) для работ по сбору отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
б) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности".
Также, согласно части 1 статье 16 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указаны требования к транспортированию отходов "Транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте".
Согласно преамбуле части 1 Информационной карты указано "В случае разночтения информации, содержащейся в документации об электронном аукционе, преимущество имеют сведения, указанные в Информационной карте, если иное не указано в самой Информационной карте". При этом, в пункте 1 Информационной карты в наименовании объекта закупки установлено:
1 |
Наименование объекта закупки (предмет контракта). |
Оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов |
Также, в своем пояснении заказчик указал, что данная закупка осуществлялась только с целью вывоза жидких бытовых отходов из септиков ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2", расположенных в пос. Марха.
Таким образом, заказчиком неправомерно включено в пункт 8 часть 1 "Информационная карта" требование "о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя следующий вид работы: - Сбор отходов IV класса опасности", соответственно жалоба ИП <_> признается обоснованной.
В действиях заказчика содержится нарушение требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия заказчика ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2" содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия (бездействие) заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N2" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов (извещение N0816500000621015191) обоснованной;
2. Признать заказчика государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N2" нарушившим часть 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N2" и уполномоченному учреждению государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела N014/06/59-2418/2021 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Якутское УФАС России об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 декабря 2021 г. N 014/06/59-2418/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021