Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Лидер" (вх. 19611) 25.11.2021 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника N 4 города Уфы при осуществлении закупки N 0301300140821000087 "Поставка дезинфицирующих средств".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0301300140821000087.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает: "п.1 ТЗ. Содержащаяся в ТЗ конкретизация вида кислоты как действующего вещества чрезмерна, поскольку она относится к группе действующих веществ Кислоты. Указание именно молочной кислоты не имеет принципиального значения, а подобное уточнение имеет целью исключительно ограничение круга возможных к поставке препаратов. Заказчику следует убрать требование конкретного типа кислоты и оставить только формулировку ЧАС и кислоты. Помимо этого, в письме Роспотребнадзора РФ от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 содержится указание на ЧАС в рабочих растворах при вирусах как не менее 0,5%, а ТЗ содержит ограничение не менее 0,45%. Необходимо привести данные значения к требуемым, либо полностью убрать процентные ограничения содержания веществ в рабочих растворах. П.2 ТЗ. Содержащаяся в ТЗ конкретизация вида кислоты как действующего вещества чрезмерна, поскольку она относится к группе действующих веществ Кислоты. Указание именно молочной кислоты не имеет принципиального значения, а подобное уточнение имеет целью исключительно ограничение круга возможных к поставке препаратов. Заказчику следует убрать требование конкретного типа кислоты и оставить только формулировку ЧАС и кислоты. П.3 ТЗ содержит ограничение содержание изопропилового спирта как не менее 70%. Тогда как Федеральные клинические рекомендации указывают на минимальное значение изопропилового спирта как 60%. Заказчику необходимо содержание изопропилового спирта указать как "не менее 60%". Помимо этого, требуемый в п.3 препарат по ряду параметров (Дезинфекция ИМН вирусный режим, Дезинфекция ИМН+ПСО, ПСО, Дезинфекция воздуха помещений вирусный режим) не имеет аналогов из представленных на рынке препаратов".
Согласно письменным и устным пояснениям Заказчика: "По пункту 1. Согласно Обоснованию необходимости использования информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 (Раздел 1. Наименование и описание объекта закупки (далее - Техническое задание)), данное требование указано в соответствии с Федеральными клиническими рекомендациями (ФКР) по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. Пункт 4.5.7. Неорганические кислоты транслирует тот факт, что именно "Органический кислоты (лимонная, молочная, гликолевая) избирательно действуют на вирусы и в водных растворах эффективны против оболочечных вирусов". Так как в данной время имеет большое значение борьба с вирусов COVID-19, а это оболочечный вирус, то требование "Дезинфицирующее средство, содержащее в качестве активной основы ЧАС и молочную кислоту - наличие" является научно обоснованным и необходимым. Заказчику требуется многокомпонентный препарат и в сумме при дезинфекции поверхностей при вирусном режиме содержание действующих веществ составляет 0,45+0,6 = 1,05%, что полностью соответствует требованиям Роспотребнадзора и Федеральным клиническим рекомендациям (ФКР) по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. По пункту 2. Согласно Обоснованию необходимости использования информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 (Раздел 1. Наименование и описание объекта закупки (далее - Техническое задание)), данное требование указано в соответствии с Федеральными клиническими рекомендациями (ФКР) по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. Пункт 4.5.7. Неорганические кислоты транслирует тот факт, что именно "Органический кислоты (лимонная, молочная, гликолевая) избирательно действуют на вирусы и в водных растворах эффективны против оболочечных вирусов". Так как в данной время имеет большое значение борьба с вирусов COVID-19, а это оболочечный вирус, то требование "Дезинфицирующее средство, содержащее в качестве активной основы ЧАС и молочную кислоту - наличие" является научно обоснованным и необходимым. Также, поскольку данное средство должно использоваться с целью обработки кожных покровов, молочная кислота является наиболее щадящей и эффективной из всех перечисленных. По пункту 3. Концентрация спирта "не менее 70%" указана в письме Роспотребнадзора РФ от 23.01.2020 N 02/770-2020-32, который является одной из основных инструкций в борьбе с короновирусной инфекцией. Поэтому данное требование является обоснованно необходимым".
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Основной задачей Закона о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения закупок, сколько выявление в результате аукциона участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения закупок.
При описании объекта закупки Заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные Законом о контрактной системе требования, Заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении Заказчиком требований о наименовании и описании объекта закупки, установленных статьями 64, 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, предметом обжалуемой закупки является поставка товара, а не его изготовление. Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика вне зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки.
Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых не ограничен, что подтверждается информацией о количестве заявок участников, поданных на момент окончания подачи заявок.
Указание Заказчиком определенных требований к товару обусловлено потребностями Заказчика и не свидетельствует о том, что включение рассматриваемых требований в аукционную документацию влечет ограничение количества участников закупки, так как товар соответствующего качества и свойств может быть предложен несколькими поставщиками.
Заявитель имеет равные возможности с другими хозяйствующими субъектами участвовать в закупке, целью которой является обеспечение нужд Заказчика, и предложить необходимый товар на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Поскольку основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей Заказчика, а не интересов хозяйствующих субъектов, то указанные в техническом задании параметры товара, и отсутствие такого товара у отдельных производителей либо иных хозяйствующих субъектов не является ограничением количества участников аукциона.
Включение в аукционную документацию требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, предлагаемые товары которых не отвечают таким требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе. Спорные требования являются одинаковыми для всех участников аукциона, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в торгах.
Кроме того, возможное сужение круга участников закупки, по мнению Заявителя, само по себе не может расцениваться как нарушение Закона о контрактной системе. Принцип запрета необоснованного ограничения круга участников закупки, Заказчиком не нарушен.
Аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей Заказчика. Установленные ст.33 Закона о контрактной системе требования Заказчиком соблюдены. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару.
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доводы признаются необоснованными.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лидер" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 1 декабря 2021 г. N ТО002/06/105-2448/2021 (ключевые темы: участники закупок - дезинфекция - товарный знак - аукционная документация - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021