Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. N 19741 от 29.11.2021 и вх. N 19889 от 30.11.2021) ООО "Земля" (далее - Заявитель) на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при осуществлении открытого конкурса в электронной форме N 0801500001121001214 "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство систем водоснабжения в с. Верхние Киги Кигинского района Республики Башкортостан"" (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, изучив и рассмотрев представленные материалы дела, а также пояснения сторон, установила следующее.
В жалобе Заявитель указывает, что в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации (CR8289 от 23.11.2021), при этом Заказчиком должным образом не даны разъяснения положений конкурсной документации по существу запроса (N 7 от 25.11.2021).
Согласно изложенной позиции Заказчика и Уполномоченного учреждения, заказчик обязан давать именно разъяснения в отношении положений документации, а не ответы на все поставленные вопросы; степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника, а также отмечают, что разъяснения на указанный запрос были размещены в Единой информационной системе в сфере закупок в установленный законом срок.
Согласно ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
В соответствии с ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Комиссией установлено, что в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) по открытому конкурсу в электронной форме (извещение N 0801500001121001214) размещено "Разъяснение положений конкурсной документации N 7 от 25.11.2021" содержащее:
Текст запроса:
1. В п. 50 Технического задания указано, что Генеральный проектировщик должен собрать все исходные данные, просим дать разъяснение разработан ли проект планировки и межевания для проектируемого объекта, имеется ли ГПЗУ на проектируемый участок, если имеется то, просим предоставить реквизиты документов об их утверждении и указать в какой срок они будут предоставлены Генеральному проектировщику?
Ответ:
Согласно п. 50 Технического задания все необходимые исходные материалы на проектирование собирает Генеральный проектировщик. Документы, необходимые для проектирования предоставляются после заключения государственного контракта.
2. П. 14 Технического задания предусмотрено выполнение инженерно-инженерно-гидрометеорологических изысканий. Просим предоставить данные о том, как эти работы расценены в НМЦК, т.е. предоставить локальную смету на проведение данных работ в составе сметы ПИР.
Ответ:
Государственным заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию ранее.
3. В п. п. 6, 7 Технического задания указано, то необходимо прохождение государственной экспертизы проектной документации, прохождение государственной экспертизы сметной документации. В Календарном плане указано, что необходима Экспертиза инженерных изысканий, проектной документации, в п.49 ТЗ указано, что нужно пройти экспертизу проектно-сметной документации с получением положительного заключения
Получается, что по календарному плану нужно пройти 2 экспертизы по отдельности (инженерных изысканий, проектной документации), а по ТЗ 1 экспертизу (проектно-сметной документации с получением положительного заключения) Просим устранить и внести изменения в календарный план.
Ответ:
В п. 49 Технического задания указана необходимость прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации с получением положительного заключения (проектная документация и результаты инженерных изысканий и достоверность определения сметной документации).
Прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации и материалов инженерных изысканий регламентируется ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно календарного плана Заказчиком определен порядок прохождения государственной экспертизы материалов инженерных изысканий до направления проектной документации на экспертизу, что не противоречит п. 3.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
4. Не представлены разъяснения о необходимости разработки проекта ЗСО, получения заключения по проекту ЗСО Разработка проекта геологического изучения недр (поиск и оценка запасов подземных вод), получение лицензии на недропользование, получение положительного экспертного заключения о соответствии водного объекта для водоснабжения проектируемых объектов и не представлены локальные сметы, из которых следует, что эти работы требуют выполнения и включены в НМЦК.
Дополнительно, просим Вас уточнить необходимость бурения новых скважин и переутверждения запасов (если запасы подземных вод утверждались ранее, то на какую производительности водозабора они были утверждены).
Если требуется утверждение (переутверждение) запасов сообщаем Вам, что в соответствии с приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 года N 583 требуется получение лицензии на геологическое изучение недр, а не на недропользование как указано в конкурсной документации, просим уточнить и внести изменения.
Ответ:
Государственным заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию ранее.
5. Для определения качественного состава (для получения заключения о соответствии водного объекта для водоснабжения) исходной воды требуется мониторинг за четыре сезона (зима, весна, лето, осень). Каким образом Календарный план учитывает продолжительность проведения указанного мониторинга, учитывая, что поисково - разведочные работы, в том числе гидрогеологические исследования и проектная документация с получением положительного заключения должны быть выполнены не позднее 31 мая 2022 г.
Заказчиком дано разъяснение, что срок выполнения работ соответствует срокам Региональной программы Республики Башкортостан, но если контракт будет заключен в декабре 2021 г., а работы должны быть выполнены не позднее 31 июля 2022 г., то каким образом Генеральный проектировщик сможет получить заключения о соответствии водного объекта для водоснабжения, ведь для этого требуется мониторинг за четыре сезона (зима, весна, лето, осень). Учитывая, что срок выполнения работ не охватывает все четыре сезона, получения заключение о соответствии водного объекта будет невозможно, значит нельзя выполнить и условия контракта. Если срок выполнения работ увеличить невозможно, просим исключить требование получении Генеральным проектировщиком заключения о соответствии водного объекта.
Ответ:
По данному запросу Государственным заказчиком дан ответ ранее.
6. Исходя из требований Технического задания необходимо выполнить проектирование (в объеме необходимом и достаточном для получения необходимых согласований, экспертиз, а также для выполнения строительно-монтажных работ и ввода объектов в эксплуатацию):
- эксплуатационные скважины;
- насосная станция I-го подъема;
- сети электроснабжения;
- сети водоснабжения;
- сети связи, сигнализации (диспетчеризации);
- замену электропроводов электролиний на СИП кабель;
- установку дополнительной трансформаторной подстанции водозабора;
- установку аварийного дизель-генератора;
- автоматизацию и диспетчеризацию водозабора с передачей данных в ООО "Кигиводоканал"
Из данной информации не понятно, какой объем работ требуется к выполнению (протяженность, количество) и как эти объемы отражены в смете к НМЦК, просим уточнить объем работ и дать ссылку на смету к НМЦК, где учтены эти виды работ.
Ответ:
Протяженность, количество сетей определяется проектом. Вопросы электроснабжения входят в состав проектной документации по проектируемому водозабору.
Объем работ необходимый для достижения целей, поставленных в предмете контракта, определяет проектировщик в пределах НМЦК и выделенного лимита финансирования по объекту.
9. Установленный в конкурсной Конкурсную документации порядок оценки заявок по показателю " "Качество работ" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками, а также не раскрывают содержание "описание предлагаемых методов и организации выполнения работ, являющихся стандартом, применяемым и/или предлагаемым участником открытого конкурса в электронной форме, а также описание предлагаемой технологии выполнения работ и системы управления качеством" и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения максимальной оценки по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Данные действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правила от 28.11.2013 N1085 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также просим разъяснить, каким образом определяется уровень проработанности (высокая, средняя, низкая)?
Какой перечень документов предусмотрен для каждого уровня проработанности, на основании чего будет определена степень проработанности (какое содержание должна носить методика для каждого уровня проработанности)
В случае отказа Заказчика дать пояснения по данному вопросу, сообщаем, что понятие уровня проработанности "высокого", "среднего" "низкого" в Конкурсной документации не раскрыты, а как следствие, предполагает возможность субъективного присуждение баллов членами конкурсной комиссии Заказчика, в пределах установленных интервалов. Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Ответ:
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п. 25 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085
Описание подходов к выполнению работ в Приложении 2 к Разделу 2 Критерии оценки.
10. Техническим заданием определен вид строительства - Новое строительство, в п.20 указано, что на водозаборах "Купертау", "Заречная" и "РТП" предусмотреть реконструкцию подземного резервуара и водонапорных башен, установку станций водоподготовки с механической фильтрацией, снижением жесткости воды и обеззараживанием воды на водозаборах "Улу Карайлы", "Юго-западный", "Заречный", "РТП", "Кумертау". Из описания в Техническом задании следует, что речь идет о реконструкции существующих водозаборов и строительстве нового. Заказчиком было разъяснено, что внесены изменения, но это не соответствует действительности.
Просим предоставить данные о том, как эти работы расценены в НМЦК, т.е. предоставить локальную смету на проведение данных работ в составе сметы ПИР.
Ответ:
Государственным заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию ранее.
11. Для определения количества скважин и их взаимного расположения необходимо в соответствии с СП 11-108-98 "Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод" проводить дополнительные изыскания источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (гидрологическое, геофизические исследования).
Просим предоставить данные о том, как эти работы расценены в НМЦК, т.е. предоставить локальную смету на проведение данных работ в составе сметы ПИР.
Ответ:
Объем работ необходимый для достижения целей, поставленных в предмете контракта, определяет проектировщик в пределах НМЦК и выделенного лимита финансирования по объекту.
13. Заказчиком дано разъяснение, что отвод поверхностных сточных вод и хозяйственно-бытовой канализации с проектируемой площадки, а также утилизация стоков будет производиться на основании техусловий, но, если работы требуют выполнения, то как они расценены в НМЦК?
Ответ:
Объем работ необходимый для достижения целей, поставленных в предмете контракта, определяет проектировщик в пределах НМЦК и выделенного лимита финансирования по объекту.
Таким образом, Заказчиком даны ответы на все вопросы, содержащиеся в запросе на разъяснения положений конкурсной документации.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также указывающие на то обстоятельство, почему, по мнению Заявителя, ответ, данный Заказчиком на запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, является неправомерным, не отвечает по существу заданных вопросов, а также нарушает положения Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что указанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Земля" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 декабря 2021 г. N ТО002/06/105-2423/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021