Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Промактив" (вх. 19918) от 30.11.2021 на действия Муниципального бюджетного учреждения "Специализированное управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений" городского округа город Уфа Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0301600006221000002 "Поставка горюче-смазочных материалов с применением пластиковых (топливных) карт".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего Законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301600006221000002.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что МБУ "СУРСИС" объединил в одну закупку несколько Заказчиков, что ограничивает конкуренцию. Также п.1.4 проекта Контракта установлен не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
Согласно ч.1 ст.25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено право Заказчиков на проведение совместного аукциона.
Кроме того, выбранный способ определения поставщика отвечает принципам контрактной системы в сфере закупок, закрепленным в ст. 8 и ст. 12 Закона о контрактной системе, а именно:
- аукцион является конкурентной процедурой, что соответствует принципу обеспечения конкуренции;
- по результатам аукциона контракт заключается по наиболее низкой цене, что отвечает принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
19.11.2021 г. между заказчиками подведомственными Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа, было заключено соглашение о проведении совместного аукциона по поставке горюче-смазочных материалов с применением пластиковых (топливных) карт, заказчик - МБУ "СУРСИС", был определен организатором аукциона.
Согласно пояснениям Заказчика, в представленной жалобе заявитель ссылается на ограничение конкуренции, при проведении торгов, в связи с объединением в одной закупке нескольких Заказчиков, при этом, не выделив их в отдельные лоты, что влияет на сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в аукционе. Однако данный довод противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а именно в соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе - При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты. Другими словами законодатель императивно запретил выделять лоты в электронных аукционах. Кроме того заявитель указывает на то, что в документации на проведение совместного аукциона отсутствует право заключения контракта с несколькими участниками закупки. Данный довод также необоснован, так как согласно части 8 Правил Контракт заключается каждым заказчиком самостоятельно, с победителем совместного аукциона.
На участие в электронном аукционе поданы 2 заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
В соответствии с п. 1.4 проекта Контракта место доставки товара: АЗС, находящиеся в каждом административном районе городского округа город Уфа.
В п.2 ст.42 Закона о контрактной системе указано, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе, информация о месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
Согласно пояснениям Заказчика, Указанное место поставки товара, обусловлено потребностями Заказчиков, что соответствует требованиям и принципам Закона о контрактной системе.
Согласно обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного суда РФ от 28 июня 2017 г.) ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 г. N Д28и-699 "О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" Заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или в километрах. Заказчики участники совместного аукциона являются подведомственными учреждениями Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа. Целью данных учреждений является благоустройство городского округа город Уфа, используемая при осуществлении деятельности техника применяется на всей территории городского округа Уфа.
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Промактив" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 декабря 2021 г. N ТО002/06/105-2443/2021 (ключевые темы: участники закупок - городской округ с внутригородским делением - аукцион - контрактная система в сфере закупок - конкуренция)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021