Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ленинградский областной клинический онкологический диспансер им. Л.Д. Романа":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Ориент":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14148 от 25.11.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту здания ГБУЗ ЛОКОД патологоанатомической лаборатории по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, улица Заозерная дом 2.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 61 975 690,55 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В первом доводе Заявитель полагает, что Заказчиком должно быть произведено проведение отдельных закупок в отношении части работ в составе закупаемого объема работ.
Заказчиком посредством привлечения профильной организации в области проектирования, была подготовлена проектная документация на "Капитальный ремонт здания ГБУЗ ЛОКОД патологоанатомической лаборатории по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, улица Заозерная дом 2".
Указанная документация прошла государственную экспертизу в части проверки достоверности определения сметной стоимости, о чем получено положительное заключение N 47-1-1-2-062372-2021 от 22.10.2021, выданное ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области".
Таким образом, проектной документацией предусмотрен комплекс работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимый для получения надлежащего результата работ, отвечающего потребности Заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Проектом контракта (пункт 16.3.7) предусмотрено, что подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками в соответствии с настоящим разделом по правилам пункта 1 статьи 313 и статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, участник закупки не лишен возможности при необходимости привлечь достаточное количество субподрядных организаций для выполнения работ. В то же время, осуществление Заказчиком закупки работ, необходимых для достижения результата, предусмотренного проектом, отвечает потребности Заказчика и не может ограничивать конкуренцию.
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает на невозможность выполнения отдельных видов работ в зимнее время.
Участник закупки не лишен возможности предусмотреть все необходимые и достаточные для надлежащего выполнения работ мероприятия, включая мероприятия, направленные на обеспечение выполнения работ в условиях температуры окружающего воздуха ниже 0 градусов Цельсия, в Проекте производства работ, который согласуется с Заказчиком после заключения Контракта (пункт 4.1.33 проекта Контракта).
Приказом Минстроя России от 25.05.2021 N 325/пр утверждена Методика определения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (далее - Методика), которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса (далее - строительство) объектов капитального строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования, при подготовке сметы на снос объекта капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и устанавливает способы разработки и методы определения размера средств на дополнительные работы и затраты, обусловленные производством работ в зимнее время (зимний период).
Проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, предусмотрен коэффициент зимнего удорожания, что в достаточной мере обеспечивает компенсацию затрат подрядчика при выполнении соответствующих работ.
Таким образом, при выполнении необходимых мероприятий, предусмотренных проектом производства работ, Заявитель имеет возможность осуществить выполнение работ с надлежащим качеством и в установленные сроки, что не повлечет за собой применение каких-либо санкций.
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Относительно довода Заявителя о ненадлежащем расчете начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, осуществляется органами, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и не относится к ведению антимонопольных органов, довод Заявителя о нарушении Заказчиком правил формирования начальной (максимальной) цены контракта Комиссия оставляет без рассмотрения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ориент" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 декабря 2021 г. N 047/06/64-2567/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021