Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области "Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, "Красные Зори":
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Сорокина Д.П., извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14190 от 26.11.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку одежды.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 903 952,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки и инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По первому доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком по товару N22 "Ботинки зимние женские" установлено следующее требование:
"Температура эксплуатации: более -5-25 °С"
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, участник закупки должен руководствоваться следующим положением инструкции: "в случае установления в Приложении N 4 к Техническому заданию требования к минимальному и максимальному значению показателя товара в формате "более A - B" (где А и B - числовые значения) Участник закупки должен указать значения диапазона более указанного интервала, то есть значение нижней границы должно быть равно А, а значение верхней границы должно быть более В."
Таким образом Участник закупки должен предоставить диапазон шире установленного, например, от -5 до 30 °С.
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что для товара N1 "Ночная сорочка женская" установлены следующие требования:
"Внешний вид: майка или футболка с коротким рукавом и бриджи или шорты-панталоны.
Низ штанов: прямой, обработан оверлоком и вподгиб и низ брюк на манжете".
При этом, оба требования не согласуются друг с другом, в части того, что к поставке необходим товар с характеристикой внешнего вида "бриджи или шорты-панталоны" и также содержится требование к "Низу штанов" и "Низу брюк".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По третьему доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком по товару N16 "Футболка женская" установлено следующее требование:
"Материал изготовления: не менее 65 % хлопка, не более 90 % хлопчатобумажного трикотажа и не менее 10 % эластана".
Согласно инструкции, требования к значению показателя материал изготовления в рассматриваемом случае указывается в неизменном виде.
В данном случае Заказчику требуются футболки разных видов.
1. С содержанием в составе хлопка не менее 65 %.
2. С содержанием не более 90 % хлопчатобумажного трикотажа и не менее 10 % эластан. (во втором случае требуется смешанная ткань в составе с хлопковыми и эластановыми нитями).
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
По четвертому доводу жалобы установлено, что Заказчиком по товару N19 "Бейсболка" установлено следующие требования:
"Материал изготовления: из хлопка или смешанной ткани".
"Состав материала: хлопок 100% либо хлопок более 30% с добавлением полиэстера"
Заявитель ссылается на следующие положение инструкции: "В случае установления требования к значению показателя в Приложении N 4 к Техническому заданию с применением слов/знаков "или", "/" (за исключением случаев: когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби; требование установлено в формате "Х или лучше") потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, поставляемого товара при выполнении закупаемых работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика).
Таким образом, положение инструкции говорит о том, что каждый из вариантов значений удовлетворяет потребностям Заказчика. (Следовательно, данное положение инструкции не определяет, как представляются значения при использовании "или" или "/").
Настоящая инструкция содержит следующее положение инструкции: "в случае использования "или", "/" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать одно из альтернативных значений показателя мысок, без использования слов/знаков "или", "/".
Таким образом, участник закупки выбирает одно из альтернативных значений разделенных союзом "или" в случае если требование установлено по показателю "Мысок".
В рассматриваемом случае требование установлено к материалу изготовления и в соответствии с положениями настоящей инструкции должно быть представлено в неизменном виде.
Заказчику требуется одновременно бейсболка из хлопка с содержанием хлопка 100 % и бейсболка из смешанной ткани с содержанием хлопка более 30% и с добавлением полиэстера.
Заявителем на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств наличия в аукционной документации противоречий, не позволяющих подготовить заявку и принять участие в электронном аукционе.
По пятому доводу Комиссией установлено, что Заказчиком не установлено, что состав ткани содержится только из хлопковых волокон.
Содержание хлопковых волокон: 70 % и менее - установлено для полушерстяных шапок.
Содержание волокон у шерстяных шапок будет равно 100 %, поэтому было установлено требование только к содержанию хлопковых волокон, чтобы обозначить процентное соотношение в полушерстяных шапках.
Также, инструкция содержит следующее положение инструкции: "Установление к одному показателю товара нескольких взаимоисключающих требований (характеристик), обозначающих разные типы, виды, типоразмеры, марки и прочее, означает необходимость использования при оказании услуг товара, со всеми перечисленными характеристиками. При этом, по всем остальным показателям такого товара, участнику закупки необходимо указать значения показателей для каждой из перечисленной характеристики, однозначно указав к какому из взаимоисключающих требований (характеристик) относится предоставляемое значение, в противном случае аукционной комиссией значения таких показателей будут рассматриваться как значение для каждого из взаимоисключающих требований".
Таким образом, участник закупки мог указать по данному показателю значение для полушерстяных шапок "70 % и менее" и для шерстяных шапок указать "не нормируется".
По шестому и седьмому доводу жалобы на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанных доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сорокина Д.П. обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупок;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 декабря 2021 г. N 047/06/64-2570/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021