Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "СтартГаз":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14321 от 29.11.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Урья на км 8+028 автомобильной дороги "Кончик-Лукино" в Тихвинском районе Ленинградской области".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 03.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 999 662,95 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен некорректный порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Комиссия также установила, что Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Качество):
"Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация участника закупки).
Коэффициент значимости критерия: 0,40.
Для получения рейтинга заявки по критерию "квалификация участников закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участников закупки" определяется по формуле:
НЦБi = Ci1+Ci2+_+Cik,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию;
Cik - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Расчет значения Cik осуществляется по формуле:
Cik = Pi * Zk / 100,
где:
Pi- значение в баллах, присвоенных по показателю;
Zk- значимость показателя.
Показатель N1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема"
Значимость показателя: 50%
Под сопоставимым характером и объемом понимается наличие у участника конкурса опыта по успешному исполнению контрактов (договоров) на выполнение работ по актуализации и/или разработке проектной и/или рабочей документации на капитальный ремонт и/или строительство и/или реконструкцию искусственных дорожных сооружений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее по тексту - Закон 44-ФЗ) сведения о которых содержатся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее- ЕИС) в реестре контрактов (договоров). Стоимость каждого такого контракта (договора) должна составлять не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится настоящий конкурс, согласно фактически оплаченным денежным средствам по выполненным работам. Дата заключения контракта (договора): не ранее 01.10.2018 года; дата исполнения контракта (договора): до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
При оценке по показателю не будут учитываться контракты (договоры), с выявленными нарушениями их исполнения (по которым имеются замечания или претензии со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов), или являющиеся несопоставимыми по характеру и объему, контракты, по которым не указаны номера реестровых записей в ЕИС.
В случае выявления несоответствия информации, содержащейся в табличной части и реестре контрактов, сведения не будут приниматься к расчету.
Лучшим условием для данного показателя является наибольшее значение показателя критерия оценки, при этом заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по данному показателю, определяется по формуле:
в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ*100*(Кi / Кmax);
в случае если Кmax Кпред , - по формуле:
НЦБi = КЗ*100*(Кi / Кпред);
при этом
НЦБi max = КЗ*100, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. КЗ=0,5
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается (руб.);
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки (руб.);
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик. Для настоящего показателя используется значение 100 млн. руб.
НЦБi max - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Подтверждается предоставлением заполненного документа - Таблица N 1 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", с содержащимися в документе сведениями об успешно исполненных участником конкурса контрактах.
При оценке по показателю не будут учитываться контракты (договоры):
- с выявленными нарушениями их исполнения (по которым имеются замечания или претензии со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов),
- являющиеся несопоставимыми по характеру и объему.
Таблица N 1
"Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема"
N п/п |
Предмет контракта (договора) |
Номер реестровой записи контракта или номер извещения на официальном сайте ЕИС |
Дата заключения контракта (договора) |
Дата исполнения обязательств по контракту (договору) |
Стоимость фактически оплаченных выполненных работ по Контракту (договору) |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
_. |
|
|
|
|
|
Примечание:
В случае не предоставления в составе заявки заполненной Таблицы N 1; в случае несоответствия информации, содержащейся в Таблице N 1 сведениям, содержащимся в ЕИС или в случае, если Таблица N 1 заполнена частично, баллы не присуждаются.
В случае отсутствия подтвержденного опыта в заявке участника, по данному показателю начисляется 0 баллов.
Показатель N2. "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ"
Значимость показателя: 40%
Количество баллов по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) предлагаемых для выполнения работ", определяется по шкале:
Nп/п |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
Наличие в штате у участника закупки 10-ти и более сотрудников, работающих на постоянной основе (на основном месте работы), имеющих высшее образование* и опыт практической работы в сфере строительства каждого из сотрудников, не менее 10 лет с момента получения диплома о высшем образовании. Наличие членства в национальном реестре 2-х специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. |
100 |
2 |
Наличие в штате у участника закупки 8-9 сотрудников, работающих на постоянной основе (на основном месте работы), имеющих высшее образование* и опыт практической работы в сфере строительства каждого из сотрудников, не менее 10 лет с момента получения диплома о высшем образовании. Наличие членства в национальном реестре 2-х специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. |
75 |
3 |
Наличие в штате у участника закупки 6-7 сотрудников, работающих на постоянной основе (на основном месте работы), имеющих высшее образование* и опыт практической работы в сфере строительства каждого из сотрудников, не менее 10 лет с момента получения диплома о высшем образовании. Наличие членства в национальном реестре 2-х специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. |
50 |
4 |
Наличие в штате у участника закупки 4-5 сотрудников, работающих на постоянной основе (на основном месте работы), имеющих высшее образование* и опыт практической работы в сфере строительства каждого из сотрудников, не менее 10 лет с момента получения диплома о высшем образовании. Наличие членства в национальном реестре 2-х специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. |
25 |
5 |
Несоответствие вышеперечисленным требованиям (п. п. 1-4) или не предоставление подтверждающих документов. |
0 |
* Исходя из специфики закупки, высшее образование сотрудников, сведения о которых представляются участником закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" по направлению подготовки, специальности, должно относится к перечню направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденному приказом Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр.
В случае включения в состав заявки документов, содержащих персональные данные физических лиц, необходимо согласие субъекта на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с требованиями Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".
Обработка персональных данных будет осуществляться комиссией с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".
Таблица N 2
"Наличие квалифицированных трудовых ресурсов"
Nп/п |
ФИО специалиста |
Должность в организации участника |
Квалификация, специальность по диплому |
опыт практической работы в сфере строительства с момента получения диплома о высшем образовании |
Идентификационный номер специалиста, дата включения сведений в национальный реестр специалистов* |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
*для специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Примечание:
В случае не предоставления в составе заявки заполненной Таблицы N 2 или в случае, если Таблица N 2 заполнена частично, баллы не присуждаются.
Наличие специалистов, подтверждается предоставлением следующих копий документов:
- заполненного документа - Таблица N 2 "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов", с содержащимися в документе сведениями, подтверждающие квалификацию участника закупки;
- трудовых книжек специалистов (участником представляются копии всех листов трудовой книжки, на которых имеются записи, начиная с титульной страницы с указанием личных данных)
или
- сведения о трудовой деятельности работника содержащиеся в электронной трудовой книжке (участником представляются копии сведений о трудовой деятельности работника (заверенная подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии), в случае, если документ формируется по запросу зарегистрированного лица в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации или через Единый портал государственных услуг, документ подписывается квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица);
- штатного расписания;
- копии дипломов о высшем образовании специалистов;
- копия уведомления о включении сведений сотрудника в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;
- копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в конкурсе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме. В случае, если форма предоставлена в форме электронного документа, должны быть приложены копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа (расчет должен быть подписан ЭЦП, ЭЦП должна быть действительной). Все разделы формы должны быть читаемыми, форма должна содержать сводные таблицы по разделу 3. "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах".
Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета в электронной форме утвержден:
Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@".
В соответствии со статьей 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Представленный расчет должен содержать все разделы формы.
В случае отсутствия документов, в том числе согласия на обработку персональных данных (в отношении каждого заявленного специалиста), таблицы N 2 "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов", а также в случае несоответствия сведений, указанных в таблице N 2 "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов", сведений в представленных документах, представленные документы и сведения при определении количества баллов по данному показателю не учитываются.
Показатель N3. "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ"
Значимость показателя: 10%
По показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" оценивается наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) материально-технических ресурсов, используемых при осуществлении проектных работ.
Количество баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", определяется по шкале:
Таблица N 3
N п/п |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
Компьютер - 10 шт. и более; МФУ - 1 шт. и более; Специализированные компьютерные программные системы - средства автоматизированного проектирования (САПР), 10 и более рабочих мест для каждой компьютерной программной системы: - программное обеспечение для двухмерной и трёхмерной системы автоматизированного проектирования и черчения, обеспечивающая графическое представление проектных решений; - программное обеспечение для сметных расчетов с программами, прошедшими сертификацию Госстроя России и рекомендуемыми к использованию для составления проектно-сметной и первичной учетной документации в строительстве. программное обеспечение для инженерно-геодезических изысканий; программное обеспечение для инженерно-геологических изысканий; программное обеспечение для инженерно-экологических изысканий. |
100 |
2 |
Компьютер - не менее 7 шт.; МФУ - 1 шт. и более; Специализированные компьютерные программные системы - средства автоматизированного проектирования (САПР), не менее 8 рабочих мест для каждой компьютерной программной системы: - программное обеспечение для двухмерной и трёхмерной системы автоматизированного проектирования и черчения, обеспечивающая графическое представление проектных решений; - программное обеспечение для сметных расчетов с программами, прошедшими сертификацию Госстроя России и рекомендуемыми к использованию для составления проектно-сметной и первичной учетной документации в строительстве. программное обеспечение для инженерно-геодезических изысканий; программное обеспечение для инженерно-геологических изысканий; программное обеспечение для инженерно-экологических изысканий. |
75 |
3 |
Компьютер - не менее 4 шт.; МФУ - 1 шт. и более; Специализированные компьютерные программные системы - средства автоматизированного проектирования (САПР), не менее 6 рабочих мест для каждой компьютерной программной системы: - программное обеспечение для двухмерной и трёхмерной системы автоматизированного проектирования и черчения, обеспечивающая графическое представление проектных решений; - программное обеспечение для сметных расчетов с программами, прошедшими сертификацию Госстроя России и рекомендуемыми к использованию для составления проектно-сметной и первичной учетной документации в строительстве. программное обеспечение для инженерно-геодезических изысканий; программное обеспечение для инженерно-геологических изысканий; программное обеспечение для инженерно-экологических изысканий. |
50 |
4 |
Компьютер - не менее 2 шт.; МФУ - 1 шт.; Специализированные компьютерные программные системы - средства автоматизированного проектирования (САПР), не менее 4 рабочих мест для каждой компьютерной программной системы: - программное обеспечение для двухмерной и трёхмерной системы автоматизированного проектирования и черчения, обеспечивающая графическое представление проектных решений; - программное обеспечение для сметных расчетов с программами, прошедшими сертификацию Госстроя России и рекомендуемыми к использованию для составления проектно-сметной и первичной учетной документации в строительстве. программное обеспечение для инженерно-геодезических изысканий; программное обеспечение для инженерно-геологических изысканий; программное обеспечение для инженерно-экологических изысканий. |
25 |
5 |
Несоответствие вышеперечисленным требованиям (п. п. 1-4) или не предоставление подтверждающих документов. |
0 |
Наличие материально-технических ресурсов подтверждается предоставлением:
1) копий инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6;
или
копий договоров аренды (лизинга), копией договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки
или
в случае если, такое оборудование не является основным средством, необходимо предоставить любой другой документ, подтверждающий оприходование данного оборудования на балансе предприятия в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) (например: сч.10, накладная по форме ТОРГ-12) у участника.
2) в отношении специализированных компьютерных программных систем - средств автоматизированного проектирования (САПР):
- копии документов, подтверждающих наличие в собственности у участника права на использование каждой из программных компьютерных систем - средств автоматизированного проектирования (САПР).
3) информация по данному показателю подтверждается предоставлением документов - Таблица N 4 и Таблиц N 4.1-4.3, с содержащимися в документах сведениями, подтверждающими квалификацию участника закупки.
В случае непредоставления одного из перечисленных документов в отношении каждой единицы материально-технического ресурса, непредоставления в составе заявки заполненных на каждую единицу материально-технического ресурса Таблиц N 4 и N 4.1-4.3, комиссия не засчитывает наличие единицы такого материально-технического ресурса. В случае выявления несоответствия сведений, в отношении материально-технического ресурса, представленных в Таблицах N 4 и N 4.1-4.3, начисление баллов в отношении такого материально - технического ресурса не производится. В случае непредоставления всех указанных документов и/или непредоставление таблицы N 4 начисление баллов по данному показателю не производится.
Таблица N 4
"Наличие материально-технических ресурсов"
N п/п |
Наименование ресурса |
Количество, шт. |
1 |
Компьютер |
|
2 |
МФУ |
|
3 |
САПР для двухмерной и трёхмерной системы автоматизированного проектирования и черчения, обеспечивающая графическое представление проектных решений |
|
4 |
САПР для сметных расчетов с программами, прошедшими сертификацию Госстроя России и рекомендуемыми к использованию для составления проектно-сметной и первичной учетной документации в строительстве |
|
5 |
программное обеспечение для инженерно-геодезических изысканий |
|
6 |
программное обеспечение для инженерно-геологических изысканий |
|
7 |
программное обеспечение для инженерно-экологических изысканий |
|
Таблица N 4.1
"Наличие компьютера"
Производитель, марка, модель ресурса |
|
Дата, номер документа, подтверждающего право пользования материально-техническим ресурсом |
|
Примечание:
При наличии нескольких устройств, данная Таблица заполняется на каждую единицу.
В случае не предоставления в составе заявки заполненной Таблицы N 4.1 или в случае, если Таблица N 4.1 заполнена частично, баллы не присуждаются.
Таблица N 4.2
"Наличие МФУ"
Производитель, марка, модель ресурса |
|
Дата, номер документа, подтверждающего право пользования материально-техническим ресурсом |
|
Примечание:
При наличии нескольких устройств, данная Таблица заполняется на каждую единицу.
В случае не предоставления в составе заявки заполненной Таблицы N 4.2 или в случае, если Таблица N 4.2 заполнена частично, баллы не присуждаются.
Таблица N 4.3
"Наличие специализированной компьютерной программной системы - средства автоматизированного проектирования (САПР)"
Наименование специализированного компьютерного программного продукта |
|
Краткое описание специализированной компьютерной программной системы - средства автоматизированного проектирования (САПР) |
|
Количество рабочих мест |
|
Действующая ссылка на сайт, содержащая описание функций данного программного продукта |
|
Дата, номер документа, подтверждающего приобретение права неисключительного использования каждой из программных компьютерных систем - средств автоматизированного проектирования (САПР). |
|
Примечание:
В случае не предоставления в составе заявки заполненной Таблицы N 4.3 или в случае, если Таблица N 4.3 заполнена частично, баллы не присуждаются.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника".
Комиссией установлено, что Заказчиком в конкурсной документации определено, что опыт выполнения работ подтверждается исполненными государственными контрактами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при этом возможность предоставления контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в качестве подтверждения опыта не установлена.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно Письму Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28И-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Более того, требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1085, Правила) не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора).
Комиссия считает, что единая информационная система является достоверным источником подтверждения информации об исполнении контрактов и договоров, которой заказчики могут руководствоваться для получения полных данных.
Таким образом, заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, а также по контрактам, заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме этого, вследствие подобного необоснованного ограничения заказчиком показателя критерия "Квалификация участников закупки" заявка участника закупки который предоставит копии контракта заключенного в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" будет оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок, а именно, принципу обеспечения конкуренции при осуществлении закупок, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок, а также приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения требований части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части подтверждения опыта работы исключительно государственными контрактами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ N 1085.
В соответствии с пунктом 3 Правил "Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом, пунктом 27 (2) Правил установлен исчерпывающий перечень показателей нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что требование, предъявляемое к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых к оценке, не соответствует пункту 27 Правил.
Комиссия также приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку наличие "Штрафных санкций, пеней" не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки.
Из анализа порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме следует, что участникам закупки необходимо представить сведения о наличии в штате не менее 2х сотрудников, имеющих членство в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Представитель Заказчика пояснил, что к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи Закона о контрактной системе установлено требование о наличии членства участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с правом выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) с правом заключения контракта по результатам торгов в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, при этом уровень ответственности члена саморегулируемой должен быть не ниже второго включительно. Соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе подтверждается предоставлением копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в данной закупке.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Таким образом, организации, не обладающие в штате 2-мя специалистами, имеющими членство в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в принципе лишены возможности принимать участие в данном конкурсе, как не соответствующие требованиям к членам саморегулируемой организации.
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Также Заявитель указывает, что в соответствии с порядком оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме не позволяют представить договоры гражданско-правового характера для получения баллов.
Согласно требованиям порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме участникам закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме необходимо предоставить сведения о наличии в штате у участника закупки сотрудников, работающих на постоянной основе (на основном месте работы), имеющих высшее образование и опыт практической работы в сфере строительства каждого из сотрудников, не менее 10 лет с момента получения диплома о высшем образовании.
Данное требование исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Само по себе оформление взаимоотношений работника и организации посредством заключения договора гражданско-правового характера не свидетельствует о меньшей квалификации такого работника и никоим образом не влияет на характер исполнения обязательств по контракту, в связи с чем подобное ограничение является необоснованным.
Комиссия также приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения требований части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части установления порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтартГаз" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 декабря 2021 г. N 047/06/54.3-2594/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021