Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РМА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения городского округа Котельники Московской области "Развитие котельники" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения городского округа Котельники Московской области "Центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей МКУ "Развитие Котельники" (извещение N 0848300053021000257 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявки участников закупки, соответствующими требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 172 392,00 руб.;
2) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
3) к участию в Аукционе допущено 4 заявки от участников закупки;
4) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
5) по итогам рассмотрения вторых частей, заявки 4 участников закупки признаны соответствующими документации об Аукционе;
6) победителем Аукциона признано ООО "МАГНЕТОМ-М".
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявок участников закупки "110912592", "110867705", "110911202" соответствующими требованиям документации об Аукционе, поскольку согласно информации, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора, у данных участников отсутствует лицензия на медицинскую деятельность, при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 24.11.2021 N0848300053021000257-3 заявки участников закупки с номерами "110912592" (Победитель), "110867705", "110911202" признаны соответствующими требованиям, установленным в документации об Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки являются "Оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей МКУ "Развитие Котельники".
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 852) утверждены Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение) и перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
В соответствии с Приложением к Положению к работам (услугам), составляющих медицинскую деятельность относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).
Заказчиком в пункте 16 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующие требования к участникам закупки:
"Наличие у Исполнителя действующей на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе лицензии на осуществление медицинской деятельности (в соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ПП РФ N 852 от 01.06.2021 г. "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В пункте 24 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Копия действующей на момент подачи заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз: при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послерейсовым, послесменным); при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ п.46 ч.1 ст.12 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Представитель Заказчик на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "10.11.2021 года Заказчику поступил запрос о разъяснении положений документации о закупке (текс запроса прилагается), которым Заказчик был введен в заблуждение, в связи с чем 11.11.2021 года в документацию электронного аукциона были внесены изменения.
В документации были установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе: копии документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Копия действующей на момент подачи заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз: при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послерейсовым, послесменным); при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ п.46 ч.1 ст.12 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
В техническом задании требования изменены на: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от N 852 от 01.06.2021 г. "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", Постановлением Правительства РФ N 475 от 26.06.2008 г. (ред. от 10.09.2016) "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", Приказом Минздрава России N 933н от 18.12.2015 г. "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" Исполнитель должен иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз: при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послерейсовым, послесменным); при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Лицензия не должна быть просрочена и (или) приостановлена.
В соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на организацию, осуществляющую возможность управления транспортными средства, возлагается требование о проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Объектом закупки является исключительно оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей и трактористов.
Техническим заданием определены основные требования к качеству услуг, в том числе технология оказания услуг, методы и методики оказания услуг: сбор анамнеза; определение артериального давления и пульса; определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов; при наличии показаний - любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе; для водителей и трактористов, больных гипертонической болезнью, определяется индивидуальная норма артериального давления по результатам замеров не менее, чем десяти предрейсовых медицинских осмотров.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" производится разграничение таких видов медицинской как медицинские осмотры, в состав которых входит деятельность по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым), и медицинских освидетельствований, включающих в себя деятельность по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
В силу п.4 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
В силу п.8 приказа N 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
При прохождении медицинского осмотра, если подозревают алкогольное или наркотическое опьянение, проводящий осмотр может только отстранить водителя от работы. Чтобы предпринимать другие действия по этому факту, в т.ч. медосвидетельствование водителя, действуют в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 "Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
В соответствии с п.4 Правил, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
В соответствии с вышесказанным, достаточным является предоставление в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности на проведение медицинских осмотров (предрейсовые, послерейсовые).
К моменту, когда Заказчик разобрался в ситуации и понял, что завысил требования к участникам закупки, срок внесения изменений в документацию истек. В связи с чем, при рассмотрении заявок (на участие в аукционе поступили 4 заявки), Заказчиком были допущены все участники, заявки которых соответствовали требованиям действующего законодательства. Ошибка Заказчика не привела к ограничению конкуренции и не повлияла на результаты проведения аукциона".
В Техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств с целью осуществления контроля за состоянием здоровья водителей, а также выявление водителей, находящихся в алкогольном и наркотическом опьянении".
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к вводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении копии действующей на момент подачи заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования о предоставлении соответствующей лицензии, нарушают части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком в документации ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении соответствующей лицензии, действия Аукционной комиссии в части признания заявок участников закупки "110912592", "110867705", "110911202" соответствующими требованиям документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, изучив заявки участников закупки, представленные на заседании Комиссии Оператором электронной площадки, Комиссией установлено, что в составе участников закупки, поданных на участие в Аукционе, представлены, в том числе лицензии на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских осмотров по медицинским осмотрам (предрейсовым).
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "при рассмотрении заявок (на участие в аукционе поступили 4 заявки), Заказчиком были допущены все участники, заявки которых соответствовали требованиям действующего законодательства. Ошибка Заказчика не привела к ограничению конкуренции и не повлияла на результаты проведения аукциона".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РМА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
4. Передать материалы дела от 02.12.2021 N 050/06/47684ип/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 декабря 2021 г. N 050/06/47684ип/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021