Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобы ООО "КРУГ ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений" городского округа Власиха Московской области (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) конкурсов с ограниченным участие в электронной форме на оказание охранных услуг (извещения N 0848300022821000144, 0848300022821000145 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурсы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчиков при проведении Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков в части установления Конкурсных документаций ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса N 0848300022821000144, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 03.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 120 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 29.11.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов с ограниченным участием.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 56.1 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары, работы, услуги по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера (далее - Перечень) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99), а именно Приложениям N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно извещению о проведении Конкура объектом закупки является оказание охранных услуг.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что оказание охранных услуг не включено в указанный Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 99.
Таким образом, действия Заказчика в части выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием приводит к необоснованному ограничению конкуренции и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалоб Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом Заказчиком допущены нарушения в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием по закупке N 0848300022821000145.
2. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 27(4) Правил при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом пункта 27(4).
Заказчиком в рамках Критерия "Квалификация" установлены, в том числе следующие показатели:
"2.1. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - "квалификация участников закупки").
Значимость критерия - 60%.
Коэффициент значимости критерия - 0,6.
Максимальное количество баллов по критерию оценки - 100.
Показатели критерия:
2.1.1. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Значимость показателя критерия - 50%.
2.1.2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
Значимость показателя критерия - 30%.
2.1.3. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки групп быстрого реагирования.
Значимость показателя критерия - 20%".
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является оказание охранных услуг в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
При этом, Критерии оценки не соответствуют нормам, предусмотренным пунктом 27(4) Правил, поскольку не содержат в себе исчерпывающий перечень подпоказателей, из которых формируется показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в соответствии с пунктом 27(4) Правил, а именно не содержит подпоказателей "общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)", "общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)" и "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)", что противоречит Правилам и нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом, Заказчиками допущены нарушения в части установления порядка оценки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" по закупке N 0848300022821000145.
При этом, действия Заказчика в части установления показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки групп быстрого реагирования" нестоимостного критерия "Квалификация" по закупкам N 0848300022821000144 и N 0848300022821000145 не противоречат Правилам и нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения.
3. Заказчиком в рамках нестоимостного критерия оценки "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Под услугами сопоставимого объема понимаются услуги по исполненным контрактам/договорам (далее - контракт), стоимость каждого из которых должна составлять не менее 100 (ста) % от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Электронные копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющимся их неотъемлемой частью).
По успешному оказанию услуг участник закупки декларирует исполнение им контракта в Форме 1, представленного по показателю критерия оценки, без применения к нему неустоек (штрафов, пеней), а также исполнение контракта в полном объеме и в соответствии с условиями (в том числе условия по сроку оказания услуг, объему оказания услуг, по предмету, видам услуг и стоимости оказанных услуг в рублях), предусмотренными таким контрактом".
При этом, требование порядка оценки Конкурсной документации в части установления требований к минимальной стоимости контрактов (договоров) в размере не менее 100 (ста) % от начальной (максимальной) цены контракта, предоставляемых участниками закупки к оценке, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Также отсутствие всех приложений к исполненному контракту (договору), являющихся их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющимся их неотъемлемой частью), не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта оказания услуг.
Для подтверждения квалификации участника Конкурса по Показателю Критерия участнику закупки необходимо предоставить исполненные контракты (договоры) без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, установленный Заказчиками порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафов и пеней за нарушение условий контракта (договора) не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта оказания услуг.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом, Заказчиками допущены нарушения в части установления порядка оценки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" по закупке N 0848300022821000145.
4. Заказчиком в рамках нестоимостного критерия оценки "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено, в том числе следующее:
"Наличие специалистов подтверждается следующими электронными копиями документов:
- электронные копии документов об образовании работников, согласно занимаемым должностям;
- электронные копии документов, подтверждающих прохождение периодической проверки (в соответствии со ст. 16 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации")".
При этом, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем установлении порядка оценки по указанному показателю, поскольку копии документов об образовании работников и копии документов, подтверждающих прохождение периодической проверки, не являются документами, подтверждающим наличие соответствующих трудовых ресурсов.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом, Заказчиками допущены нарушения в части установления порядка оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" по закупке N 0848300022821000145.
5. Заказчиком в рамках нестоимостного критерия оценки "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки групп быстрого реагирования" установлено, в том числе следующее:
"В качестве документов, подтверждающих наличие групп быстрого реагирования, должны быть предоставлены в электронном виде:
- для транспортных средств, находящихся в собственности: электронными копиями карточек учета основных средств (форма ОС-6), копиями паспортов транспортных средств (свидетельств о регистрации транспортных средств)".
Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем установлении порядка оценки по указанному показателю, поскольку копии карточек учета основных средств (форма ОС-6) не являются документами, подтверждающим наличие соответствующих ресурсов.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом, Заказчиками допущены нарушения в части установления порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки групп быстрого реагирования" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" по закупке N 0848300022821000145.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "КРУГ ПЛЮС" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчиков нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дел от 03.12.2021 N 50/06/47868эп/21, N 50/06/47869эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 3 декабря 2021 г. N 50/06/47868эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021