Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ИНЖ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Главного Управления записи актов гражданского состояния Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности техническими средствами автоматической пожарной сигнализации в территориальных структурных подразделениях Главного управления ЗАГС Московской области (извещение N 0148200001921000033 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно утвердившим положения Конкурсной документации в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта - 11 775 360,00 руб.,
- дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.12.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены гарантийные обязательства.
Согласно части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком в пункте 6.1. Проекта контракта установлено следующее: "Требования к гарантийным обязательствам не установлены".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлен неисполнимый срок оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно графику выполнения обязательств по контракту:
"Срок начала исполнения обязательства, не позднее: 01.01.2022 (МСК);
Срок окончания исполнения обязательства, не позднее: 31.12.2022 (МСК)".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления срока оказания услуг не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств обратного.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В пункте 22 информационной карты Конкурсной документации установлены требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в том числе следующие:
"копии документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: Наличие действующей лицензии на осуществление охранной деятельности на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и требованиями Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" с обязательным пунктом: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с обязательными пунктами: - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является "Оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности техническими средствами автоматической пожарной сигнализации в территориальных структурных подразделениях Главного управления ЗАГС Московской области".
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены виды услуг, которые будут оказываться Исполнителем в рамках исполнения контракта.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование о наличии указанной лицензии, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления требований к составу второй части заявок участников закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком не указаны данные по аппаратуре по которой необходима замена.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "Исчерпывающие требования к оборудованию установлены техническим заданием".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
5. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком по показателю "опыт участника по оказанию услуг" нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" установлено в том числе следующее:
"Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение представленного объема оказанных услуг сопоставимого характера и объема (выраженный в сумме исполненных контрактов (договоров)).
Услугами сопоставимого характера и объема настоящей закупки считаются следующие услуги:
- Оказание услуг по обеспечению безопасности техническими средствами сигнализации для Заказчиков при этом стоимость одного контракта (договора) должна составлять не менее 50% НМЦК.
Сведения по данному показателю подтверждаются:
- таблицей "Сводные сведения" (форма для заполнения не стоимостных предложений к настоящему порядку оценки заявок, Приложение 1 к критериям оценки заявок) с указанием номеров реестровых записей контрактов, размещенных на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/, ранее заключенных и исполненных участником закупки в период с 01 января 2018 по 31.12.2020 г.
В расчет принимаются только исполненные собственными силами Контракты (договоры), заключенные с Заказчиками в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, без применения неустойки.
Не принимаются к рассмотрению субподрядные договоры. Расторгнутые Контракты (договоры), в том числе по соглашению сторон, не считаются исполненными.
Заказчик вправе проверить представленную информацию на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/.
Порядок начисления баллов
Баллы присваиваются в зависимости от общего количества исполненных участником закупки Контрактов (договоров), признанных комиссией соответствующими требованиям, установленным в настоящем описании порядка оценки по показателю.
Заявка участника закупки с большим количеством Контрактов (договоров) оценивается большим количеством баллов. Заявки других участников конкурса оцениваются пропорционально значению их показателей относительно показателя заявки, которой присвоено максимальное количество по показателю (Кmax).
При этом максимальное количество предложений по показателю (Кmax) устанавливается в размере 10".
Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении контрактов (договоров) в период с 01 января 2018 по 31.12.2020 г. исключает возможность представлять контракты (договора) подтверждающие опыт оказания услуг в том числе за 2021 год, что ограничивает количество участников закупки.
При этом, требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение неустоек за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что установление максимального количества предложений в размере 10 в рамках оценки наибольшего значения представленного объема оказанных услуг сопоставимого характера и объема (выраженный в сумме исполненных контрактов (договоров)), не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИНЖ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 3 части 6 статьи 54.4, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 02.12.2021 N 50/06/48171эп/21.
4. Материалы дела от 07.12.2021 N 50/06/48600эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 декабря 2021 г. N 50/06/48600эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021