Сведения о проверке:
Проведена в соответствии со статьей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Основание - жалоба общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙУНИВЕРСАЛ" (далее - ООО "СТРОЙУНИВЕРСАЛ", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управление государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган, Управление), Заказчика - казённого учреждения Ненецкого автономного округа "Централизованный стройзаказчик" (далее - КУ НАО "ЦСЗ", Заказчик, Учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Сведения о закупке N0184200000621000640 (далее - Закупка), на которую поступила жалоба:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 08.11.2021, далее внесены изменения - 24.11.2021;
2) наименование объекта закупки - Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ненецкого автономного округа;
3) начальная (максимальная) цена контракта -328972017.96 российский рубль;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
5) дата и время окончания подачи заявок - 09.12.2021 09:00;
6) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 09.12.2021 11:00;
7) дата подачи окончательных предложений - 13.12.2021;
8) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок- пр.12.2021 14:00;
9) конкурсная документация по проведению открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ненецкого автономного округа утверждена распоряжением начальника Управления государственного заказа НАО Полугрудовым А.В. от 03.11.2021 года N 60.
Срок проведения проверки: с 30 ноября 2021 года по 06 декабря 2021 года;
Дата рассмотрения материалов проверки - 06 декабря 2021 года.
Рассмотрение проведено Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии: - руководителя Управления; членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта Управления, - специалиста 1 разряда Управления; в присутствии представителей Уполномоченного органа, Заказчика, Заявителя.
При проведении проверки и рассмотрении материалов дела Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) поступила жалоба от Заявителя (вх. N2775). По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, установивших не должным образом в Конкурсной документации по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержания документов, необходимых для подтверждения право пользования карьером, что по мнению Заявителя допускает субъективную оценку конкурсной комиссии заявок на участие в конкурсе и препятствует выявленю лучших условий исполнения контракта.
Уполномоченный орган, Заказчик представили запрашиваемые документы и возражения на жалобу ООО "СТРОЙУНИВЕРСАЛ", согласно которым с доводами жалобы не согласны и считают их необоснованными, в ходе заседания Комиссии обосновали необходимые пояснения по спорным обстоятельствам.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, исходит из следующих оснований.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующие как нестоимостные в частности: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня
квалификации.
Из пунктов 10 и 11 названных Правил оценки следует, что критерии и показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев, а также порядок оценки по ним, устанавливаются в конкурсной документации заказчиком самостоятельно с учетом особенностей закупаемых товаров, работ, услуг.
Правовой анализ конкурсной документации закупки N 0184200000621000640 подтверждает следующие основания оценки заявок, в том числе: "3.2.Критерий N 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" - значимость критерия оценки составляет 40%, коэффициент значимости - 0,4.
Максимальное количество баллов по критерию - 100.
При заполнении заявки, участником может быть использована инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (Часть V конкурсной документации).
Заполнению подлежат все позиции (графы) таблицы. При отсутствии какого-либо показателя в соответствующей позиции (графе) проставляется прочерк или иным образом указывается об отсутствии отдельных показателей.
При непредставлении или несоответствии предоставленных сведений предмету оценки показателя участнику закупки присваивается 0 баллов.
Содержание критерия (предмет оценки):
3.2.1. Обеспеченность участника закупки собственными или арендованными материально-техническими ресурсами (карьер (с правом разработки песка) в Ненецком автономном округе, в радиусе не более 50 км от г. Нарьян-Мара и/или п. Искателей и/или п. Красное), необходимыми для выполнения работ, значимость показателя - 50%, коэффициент значимости - 0,5.
Подтверждением наличия у участника конкурса собственных или арендованных материально-технических ресурсов (карьер (с правом разработки песка) в Ненецком автономном округе, в радиусе не более 50 км от г. Нарьян-Мара и/или п. Искателей и/или п. Красное), необходимых для выполнения работ, служат документы*:
1) копия договора аренды недвижимого имущества (карьер (с правом разработки песка) в Ненецком автономном округе, в радиусе не более 50 км от г. Нарьян-Мара и/или п. Искателей и/или п. Красное), заключенного на срок не менее 1(одного) года, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору);
2) выписка (копия) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества (карьер (с правом разработки песка) в Ненецком автономном округе, в радиусе не более 50 км от г. Нарьян-Мара и/или п. Искателей и/или п. Красное), выданная не ранее чем за 30 дней до окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе;
3) иные документы (копии), подтверждающие право пользования (распоряжения) участником закупки недвижимого имущества (карьер (с правом разработки песка) в Ненецком автономном округе, в радиусе не более 50 км от г. Нарьян-Мара и/или п. Искателей и/или п. Красное) на ином законном основании.
Указанные выше документы должны подтверждать право участника закупки на пользование (распоряжением) материально-техническими ресурсами (карьер (с правом разработки песка)в Ненецком автономном округе, в радиусе не более 50 км от г. Нарьян-Мара и/или п. Искателей и/или п. Красное) на срок не менее даты окончания выполнения работ по контракту (по 31.12.2022).
* Представляются по желанию участников конкурса.
Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки участника не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В случае непредставления документов, либо в случае их несоответствия установленным выше требованиям, представленной заявке присваивается 0 баллов по соответствующему критерию (показателю).
3.2.2. Обеспеченность участника закупки собственными или арендованными материально-техническими ресурсами (производственная база в Ненецком автономном округе), необходимыми для выполнения работ, значимость показателя - 25%, коэффициент значимости - 0,25.
Под производственной базойдля целей оценки понимается совокупность объектов по размещению и (или) ремонту техники (оборудования), производству и (или) хранению материалов в сфере строительства.
Подтверждением наличия у участника конкурса собственных или арендованных материально-технических ресурсов (производственная база в Ненецком автономном округе), необходимых для выполнения работ, служат документы*:
1) выписка (копия) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости (производственная база в Ненецком автономном округе), выданная не ранее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе;
2) копия договора аренды недвижимого имущества(производственная база в Ненецком автономном округе), заключенного на срок не менее 1(одного) года, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору);
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества (производственная база в Ненецком автономном округе), выданная не ранее чем за 30 дней до окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе;
4) иные документы (копии), подтверждающие право пользования (распоряжения) участником закупки недвижимого имущества (производственная база в Ненецком автономном округе) на ином законном основании.
Указанные выше документы должны подтверждать право участника закупки на пользование (распоряжением) материально-техническими ресурсами (производственная база в Ненецком автономном округе) на срок не менее даты окончания выполнения работ по контракту (по 31.12.2022).
* Представляются по желанию участников конкурса.
Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки участника не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В случае непредставления документов, либо в случае их несоответствия установленным выше требованиям, представленной заявке присваивается 0 баллов по соответствующему критерию (показателю).
3.2.3.Наличие у участника конкурса техники, принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании, значимость показателя - 25%, коэффициент значимости - 0,25.
Подтверждением наличия у участника конкурса техники, принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании, служатдокументы*:
1) копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6;
2) копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи техники участнику закупки;
3) копии иных документов, подтверждающих факт наличия техники у участника закупки на ином законном основании.
Указанные выше документы, должны подтверждать нахождение техники на территории Ненецкого автономного округа и право участника закупки на пользование (распоряжением) техникой на срок не менее даты окончания выполнения работ по контракту (по 31.12.2022).
В случае, если техника находится за пределами Ненецкого автономного округа участнику закупки необходимо приложить к заявке на закупку пояснительную записку, в которой указать способы доставки предлагаемой к использованию техники на территорию Ненецкого автономного округа к 1 января 2022 года.
Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки участника не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В случае непредставления документов, либо в случае их несоответствия установленным выше требованиям, представленной заявке присваивается 0 баллов по соответствующему критерию (показателю).
* Представляются по желанию участников конкурса".
Согласно письменным пояснениям Уполномоченного органа, Заказчика: "Перечень документов по рассматриваемому показателю, в силу многогранности правоотношений, носит открытый характер, и отсутствие выписки из реестра или договора аренды не препятствует участнику получить максимальный балл. Вопреки доводам жалобы, использование открытого перечня подтверждающих документов является общепринятой юридической практикой, и не свидетельствует о неопределенности примененного показателя. Критерии и их показатели, порядок оценки по ним предусмотрены частью IV конкурсной документации. Наличие их в документации не препятствует подаче участником закупки заявки на участие в торгах. Спорный показатель является одним их трех показателей по критерию".
В этой связи право заказчика самостоятельно устанавливать в конкурсной документации показатели нестоимостных критериев оценки заявок также осуществлено с учетом позиции Верховного Суда РФ, изложенного в решении NАКПИ 16-53 от 11.04.2016, разъяснениях Минфина России (письма от 17.04.2020 N 24-05-05/30961; от 14.04.2020 N 24-02-08/29764; от 16.02.2018 N 24-02-08/10012 и др).
Правилами предусмотрено право заказчика определять критерии оценки заявок, то есть устанавливать такие характеризующие показатели, по которым были очевидны положительные качества участника конкурса, его профессионализм и надежность, поэтому Комиссия антимонопольного органа не усматривает нарушения Закона N 44-ФЗ в оценке критериев участников конкурса относительно рассматриваемого нестоимостного критерия.
Установление данного критерия оценки при проведении рассматриваемой закупки является правомерным требование к квалификации участников закупки, напрямую связанно с предметом контракта; наличие данного требования позволяет гарантировать заказчику должную меру поведения и исполнение обязательств по контракту подрядчиком, в данном конкретном случае, с учетом специфики территории Крайнего Севера, с целью недопущения нарушений бюджетного законодательства, и причинения ущерба бюджету НАО.
Кроме вышеизложенного Комиссия Ненецкого УФАС России считает необходимым отметить, что проведение закупки предполагалось способом открытого конкурса, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, которые определяются на стадии оценки, а не подачи заявок.
Заказчик вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию. Вместе с тем, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений, подтверждающих квалификацию, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на оценку заявки такого участника в случае установления такого показателя. Изложенное согласуется с положениями конкурсной документации которые регламентируют, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для признания заявки на участие не соответствующей требований документации данного конкурса.
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что критерии оценки спорного показателя не препятствуют участию в конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия выполнения работ, поскольку используемый заказчиком показатель предполагал привлечь наибольшее количество участников в объявленных торгах.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявителем жалобы не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙУНИВЕРСАЛ" на действия Уполномоченного органа - Управление государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - казённого учреждения Ненецкого автономного округа "Централизованный стройзаказчик" при проведении открытого конкурса в электронной форме по наименованию объекта закупки "содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ненецкого автономного округа"
(N0184200000621000640) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 6 декабря 2021 г. N 083/06/106-41/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021