Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
"_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
при участии в рассмотрении жалобы путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности от 20.05.2021 года N 9,
от заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Кызыл-Арыгская школа-интернат":
- "_", действующий на основании доверенности N 139 11.01.2021 года;
от подателя жалобы - ИП Глава КФХ "_":
- "_", действующий на основании доверенности от 29.11.2021 года б/н,
рассмотрев жалобу (вх. N 5902 от 26.11.2021 года (23 часов 05 минут 25.11.2021 года)) Главы КФХ "_" на действия заказчика при заключении контракта по результатам электронного аукциона N 0112200000821004750 "Поставка фруктов для нужд ГБОУ "Кызыл-Арыгская школа-интернат" на 1 полугодие 2022 г", начальная (максимальная) цена контракта: 131 100,00 рублей, и на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанная информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС).
Согласно письменным доводам подателя жалобы у муниципального заказчика отсутствуют основания для применения положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н), а именно, неправомерно произведено снижены цены контракта, заключаемого с победителем закупки, поскольку, аукционная комиссия не выполнила в полном объеме требования Закона о контрактной системе, в части рассмотрения и проверки заявок участников закупки на предмет предоставления достоверных сведений относительно страны происхождения предлагаемых к поставке фруктов, так апельсины и бананы на территории Российской Федерации не произрастают.
В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме и пояснил, что обратился с письмом от 29.11.2021 года в Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее Депрастениеводство) о даче разъяснений по вопросу произрастания фруктов, а именно апельсинов, мандаринов, бананов на территории Российской Федерации и достаточности их для осуществления поставок в промышленных объемах, на что был предоставлено письмо (исх. N 19/7196 от 02.12.2021 года) Депрастениеводство, в соответствии с которым Депрастениеводство статистическими данными о площадях выращивания и валовом сборе тропических культур, в том числе бананов, на территории Российской Федерации не обладает, при этом, по имеющейся в Минсельхозе России информации, выращивание апельсинов и бананов в промышленных масштабах в Российской Федерации не осуществляется. Представитель подателя жалобы просил приобщить указанные письма в материалы жалобы.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии Тывинского УФАС России не согласился с доводом жалобы и пояснил, что документом, подтверждающим страну происхождения товаров, в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н является декларация участником закупки в составе своей заявки наименования страны происхождения предлагаемых к поставке фруктов, что и представлено участниками электронного аукциона N 0112200000821004750.
Представитель заказчика не согласился с доводом жалобы и поддержал доводы представителя уполномоченного органа.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000821004750 "Поставка фруктов для нужд ГБОУ "Кызыл-Арыгская школа-интернат" на 1 полугодие 2022 г", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
01.11.2021 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821004750 Поставка фруктов для нужд ГБОУ "Кызыл-Арыгская школа-интернат" на 1 полугодие 2022 г", начальная (максимальная) цена контракта: 131 100,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821004750 "Поставка фруктов для нужд ГБОУ "Чербинская школа-интернат" на 1 полугодие 2022 г." утверждена приказом от 01.11.2021 года N 5291 Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в лице и.о. министра "_"
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000821004750 от 17.11.2021 года на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 3 заявок, которые были допущены аукционной комиссией к участию в электронном аукционе и признаны участниками аукциона.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N 0112200000821004750 от 18.11.2021 года были представлены следующие ценовые предложения:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
110866175 |
100 936,00 руб. |
110877725 |
101 591,50 руб. |
110871962 |
(нет) |
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821004750 от 19.11.2021 года аукционная комиссия признала заявки участников закупки под N 110866175 (1) (ИП "_"), 110877725 (3) (ООО "Атой") соответствующими требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе.
1. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 года N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу (далее при совместном упоминании - Приложения).
В Приложение N 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 года N 126н входит товар с кодом ОКПД 2 - 01.2 "Культуры многолетние".
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в частности, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000821004750 установлено условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 года N 126н.
Аналогичные требования установлены в пункте 44 Информационной карты документации об электронном аукционе N 0112200000821004750.
Пунктом 1.1. пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 года N 126н установлено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно подпункту 1.3. пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 года N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Пунктом 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 года N 126н установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Такие же требования к составу второй части заявки установлены в пункте 22 Информационной карты документации об электронном аукционе N 0112200000821004750.
Таким образом, декларированием страны происхождения товара является указание наименования его страны происхождения.
При этом, согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования к составу первой части заявки предусмотрены пунктом 21 Информационной карты документации об электронном аукционе N 0112200000821004750.
Комиссия Тывинского УФАС России, установила, участник закупки под N 110877725 (3) (ООО "Атой") предлагает к поставке фрукты в соответствии с описанием объекта закупки (груши, апельсины, бананы, мандарины, яблоки) и указывает в составе первой части своей заявки, и, в том числе, с использованием программно-аппаратных средств оператора электронной площадки в качестве их наименования страны происхождения - Российская Федерация, при этом, в составе второй части заявки, в качестве подтверждения наименования страны происхождения поставляемых фруктов (апельсины, бананы, яблоки) декларацию о стране происхождения поставляемых фруктов (апельсины, бананы, яблоки) не приложил.
Тывинское УФАС России в рамках подготовки к настоящей жалобе в адрес участника закупки под N110877725 (3) (ООО "Атой") направило запрос от 01.12.2021 года за исх. N 5-6018 о предоставлении копий документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемых к поставке бананов - Российская Федерация, которую ООО "Атой" задекларировали в своей заявке для участия в электронном аукционе N 0112200000821004750.
В адрес Тывинского УФАС России поступило письмо ООО "Атой" (вх. N 5987 от 02.12.2021 года), в соответствии с которым ООО "Атой" в заявках, направленных для участия в электронных аукционах N 0112200000821004750 и 0112200000821004728, допустило ошибку в указании страны происхождения товара, в заявке электронного аукциона N 0112200000821004750 страна происхождения предлагаемых к поставке фруктов "Апельсин" является Турция, "Бананы" является "Эквадор".
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России установила, что участник закупки под N110877725 (3) (ООО "Атой") представили в своих заявках на дату и время окончания срока подачи заявок недостоверные сведения относительно страны происхождения предлагаемых к поставке товаров, что подтверждается письмом ООО "Атой" (вх. N 5987 от 02.12.2021 года), представленного на запрос Тывинского УФАС России от 01.12.2021 года за исх. N 5-6018.
В свою очередь, вышеуказанный вывод антимонопольного органа о предоставлении недостоверных сведений относительно страны происхождения бананов согласуется с письмом Депрастениеводства (исх. N 6003 от 02.12.2021 года) о том, что по имеющимся в Минсельхозе России информации, выращивание апельсинов и бананов в промышленных масштабах в Российской Федерации не осуществляется.
Вывод об отсутствии производства бананов на территории Российской Федерации также согласуется с решением Санкт-Петербургского УФАС России от 20.08.2021 по делу N 44-3913/21, в котором имеется ссылка на письмо Минсельхоза России от 25.02.2021 N 18/36, согласно которому бананы на территории Российской Федерации не производятся.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в силу части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В свою очередь, в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 Приказа Минфина России N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части неправомерного признания заявки участника закупки под N 110877725 (ООО "Атой") соответствующей требованиям аукционной документации.
Следовательно, аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушен порядок рассмотрения заявок электронного аукциона N 0112200000821004750, установленный статей 69 Закона о контрактной системе, с учетом которого, у заказчика отсутствуют основания для применения Приказа Минфина России от 04.06.2018 года N 126н и применение подпункта "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 года N 126н, следовательно, довод подателя жалобы ИП Главы КФХ Исаева А.Ю. является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Исаева Андрея Юрьевича обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания заявки участника закупки под N 110877725 (ООО "Атой") соответствующей требованиям аукционной документации.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 декабря 2021 г. N 017/06/105-295/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021