Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетова,
главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России В.С. Евсеева,
при участии представителей интересов:
- ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" (далее - Заказчик) - Петыш О.С. (по доверенности), Мункожапов Д.Ю. (по доверенности);
- ООО " МАКСИМУМ" (далее - Заявитель) - Рулева О.К. (по доверенности), Голованов В.Н. (по доверенности);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка и монтаж системы видеонаблюдения и видеорегистрации" (извещение N0375100001221000434) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом пунктом 6 Правил использования КТРУ определено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчики не могут дополнять характеристики, указанные в КТРУ, при составлении технического задания в случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В соответствии с частью III. Техническое задание документации о закупке определены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, которые имеют существенное значение для Заказчика.
Согласно доводам жалобы, являющиеся предметом закупки видеокамеры включены в Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд под кодом 26.40.33.110, а также включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Заявитель указывает, что в нарушение вышеуказанных постановлений правительства в Документации о Закупке Заказчик указал технические требования к видеокамерам, не соответствующие информации, включенной в позицию каталога Правил и не обосновал дополнительные характеристики.
Согласно извещению об осуществлении Закупки и Документации о Закупке, ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 Заказчиком не установлено, но имеется запрет в соответствии с требованиями Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Как пояснил представитель Заказчика, оборудование, имеющее необходимые Заказчику характеристики, отсутствует в предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 перечне. Следовательно, применение дополнительных характеристик в соответствии с пунктом 5 Правил не запрещено. Данный довод был рассмотрен в рамках дела N082/06/106-1913/2021.
В ходе заседания Комиссии установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны отличные от КТРУ характеристики требуемых к поставке товаров и содержится следующее обоснование "В целях обеспечения соответствия закупаемых товаров потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, заказчик составил описание позиции объекта закупки, которая не предусмотрена в каталоге КТРУ в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ", "В КТРУ не указано: Тревожный Вход/Выход; Моторизированный объектив 2.7 - 13.5 мм; Кодек H.265/H.264/MJPEG;
Встроенный буффер 60 Мб (NLTSrec), 4 видеопотока", "В КТРУ не указано: Тревожный Вход/Выход; Моторизированный объектив 2.7 - 13.5 мм; Кодек H.265/H.264/MJPEG; Встроенный буффер 60 Мб (NLTSrec); 3-х осевое позиционирование, 4 видеопотока".
Между тем, обоснование необходимости наличия указанных характеристик отсутствует, что не соответствует пункту 6 Правил использования КТРУ и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В последнем доводе Заявитель указывает, что включенные в ведомость объемов работ работы по штроблению асфальта (N 36), работы по демонтажу IP камер представляет самостоятельный предмет закупки.
По вопросу разделения работ Заказчиком было пояснено, что им было принято решение о поставке системы видеонаблюдения с учетом монтажных работ и пуско-наладки, которые технологически и функционально связанны - система видеонаблюдения и услуги по ее монтажу и пуско-наладке, без которого начало использования техники невозможно.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению предмета закупки, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребности. При этом контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В приведенной ситуации потребность заказчика заключается в расширении и модернизации уже имеющейся у него системы видеонаблюдения: заказчику необходимо приобрести и смонтировать определенные недостающие элементы такой системы. Целесообразность единой закупки работ и необходимых товаров, материалов обусловлена в данной ситуации потребностью заказчика, очевидной эффективностью приобретения соответствующих работ и материалов в рамках единой закупки у одного контрагента.
Таким образом, монтаж и наладка товара в силу Закона о контрактной системе могут быть включены в один объект закупки с поставкой товара.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Также Комиссия отмечает, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.12.2021 N0375100001221000434-4 было подано 3 заявки, все они признаны соответствующими требованиям, установленным документацией о закупке, и допущены к аукциону, снижение цены контракта составило с 94 861 294,20 млн. руб. до 85 102 774,12 млн. руб. В связи с чем, принято решение предписание по данному делу не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.А. Кочетова
В.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 10 декабря 2021 г. N 082/06/106-1955/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021