На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Суда ХМАО - Югры (далее - Заявитель, Заказчик), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Суда ХМАО - Югры (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператором электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку офисной мебели (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0387100013921000020) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно в документации об Аукционе установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -393 450,60 рублей;
4)источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090019244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 30.11.2021;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок участников Аукциона;
7) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 02.12.2021;
8)по результатам рассмотрения первых частей заявок 5 участников закупки допущены до участия в Аукционе;
9) дата проведения Аукциона - 02.12.2021;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признан Трифонов А.А. с предложением о цене контракта в размере 306 891,16 рубль.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно в документации об Аукционе установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Подпунктом б пункта 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 Перечня).
На заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию докуметации об Аукционе в рамках исполнения контракта требуется поставить офисное кресло (далее - Товар) в количестве 37 штук (пункт 116 Перечня). При этом в соответствии с разделом 3 документации об Аукционе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги" стоимость 1 единицы Товара составляет 10 633,80 рубля, общая сумма равна 393 450,60 рублей.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
Кроме того, согласно обращению Заказчика указанный запрет установлен Заказчиком в документации об Аукционе в связи с технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2021 г. N П-232/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021