Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Пелискер" (далее - Заявитель) на действия УСРДИС Администрации г. Уфы Республики Башкортостан (далее - Заказчик), МКУ "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией УСРДИС Администрации г. Уфы Республики Башкортостан (далее - Конкурсная комиссия) Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту с разработкой рабочей документации генеральной подрядной организацией по объекту "Капитальный ремонт объекта "Мост ч/з р. Белую в створе ул. Воровского (старый)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0301300247621001226) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 08.12.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 10.12.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -17.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 004 551 570 рублей;
4) источник финансирования -бюджет Республики Башкортостан, КБК - 731040915Б02S2160243;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.12.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю Критерия.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом пунктом 27 (2) Правил установлен перечень показателей нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", используемых для целей оценки заявок участников закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), а именно: общая стоимость исполненных контрактов (договоров), общее количество исполненных контрактов (договоров), наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Пунктом 27 (3) Правил установлено, что для оценки заявок по показателям, предусмотренных пунктом 27(2) Правил установлены, следующие виды контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся: контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе; контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе; контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе; контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" пункта 27(3) Правил объекта капитального строительства соответствующего вида; контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, пункт 27(3) Правил определяет виды контрактов (договоров), которые заказчик принимает к оценке в зависимости от вида контракта, заключаемого по результатам закупки.
В соответствии с Конкурсной документацией по Показателю Критерия оценивается наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства. Документами, подтверждающими что контракт (договор) исполнен, являются: копия исполненного контракта (договора) (со всеми приложениями), копиями акта, подтверждающих выполнение работ по предоставленным контрактам (договорам), копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию по представленным контрактам (договорам).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия, поскольку к оценке принимаются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, что не сопоставимо по характеру с предметом закупки, поскольку предметом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является капитальный ремонт уникального объекта капитального строительства "Мост ч/з р. Белую в створе ул. Воровского (старый)" (пролет более 100 метров), что попадает под действие пункта 27 (2) Правил.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 статьи 48.1 ГрК РФ), в проектной документации которых предусмотрена характеристика: пролет более 100 метров.
Пунктом 27 (2) Правил предусмотрены особые требования к показателям Критерия, устанавливаемым при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства и порядку подтверждения наличия опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Таким образом, в случае осуществления закупок вышеназванных работ заказчик при установлении в документации о закупки порядка оценок заявок обязан руководствоваться требованиям пунктов 27 (2), 27 (3) Правил.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках Критерия соответствующий Показатель, не соответствуют пункту 27 (3) Правил, поскольку согласно положениям порядка оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия к оценке принимаются контракты/договоры, предусматривающие выполнение работ исключительно по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, при этом предметом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно Показателю Критерия документами, подтверждающими наличие опыта по предмету контракта, является, в том числе копия исполненного контракта (договора) (со всеми приложениями).
Вместе с тем исполнение контракта (договора) подтверждается копией исполненного контракта (договора), копией акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ
"О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство), копией разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом такие документы, например, как график выполнения работ, проектная документация - не являются подтверждением исполнения участником закупки контракта (договора), а непредоставление в составе заявки на участие в закупке указанных документов не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положение Конкурсной документации о предоставлении копии исполненного контракта (договора) со всеми приложениями является ненадлежащим.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно части 8 статьи 55.5 ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, документация о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должна содержать требования к участникам закупки, а также требования к представляемой во второй части заявки выписке из реестра членов саморегулируемой организации, в том числе в соответствующих компенсационных фондах.
Пунктом 12 раздела 12 Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с наличием у члена саморегулируемой организации права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентного способа заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии). Уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде (ст. 55.16 ГрК РФ) не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта".
В соответствии с пунктом 15 раздела 12 Конкурсной документации вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать "копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с наличием у члена саморегулируемой организации права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентного способа заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)".
Вместе с тем Комиссией установлено, что Конкурсная документация не содержит исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, а также к представляемой во второй части заявки выписке из реестра членов саморегулируемой организации, в том числе в части компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств в соответствии с требованиями частей 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 1 технического задания Конкурсной документации работы должны выполняться в соответствии с требованиями ГрК РФ, утвержденной проектно-сметной документацией (далее - Проектная документация) и с требованиями нормативно-технической документации, а также иных действующих на момент строительства нормативных документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в ЕИС Проектная документация в полном объеме, а именно отсутствует том 1.3 377-ПЗ-ИРД "Часть 3. Исходно-разрешительная документация".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанный том Проектной документации не размещен в составе Конкурсной документации в связи с технической ошибкой.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 5.38 проекта государственного контракта Конкурсной документации (далее - Проект контракта) установлено следующее: "До начала производства работ: - изготовить по согласованию с Заказчиком, и установить за свой счет, на участках производства работ, в количестве и местах, согласованных с Заказчиком, информационные щиты размером 1,5?2,5-м в соответствии с требованиями ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" и ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", на котором указывается следующее: вид работ, адрес участка работ, наименование и контактные телефоны заказчика, генерального подрядчика и сроки проведения работ (начало и окончание)".
При этом требование о согласовании информационных щитов с Заказчиком является ненадлежащим, поскольку может быть применено по усмотрению Заказчика, при этом Проектом контракта не предусмотрен порядок, сроки, а также правила согласования информационных щитов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Проекте контракта положение о необходимости согласования с Заказчиком информационных щитов, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пелискер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пунктов 1, 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 10.12.2021 по делу N 28/06/105-1696/2021 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2021 г. N 28/06/105-1696/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021