Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "ВТ - Инжиниринг" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, оператором электронной площадки АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение капитального ремонта "Операционного блока" федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, общая площадь здания: 27390,1 м2 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100031921000298) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки, поскольку в проектной документации указан перечень оборудования, необходимого к монтажу и установке при выполнении работ по контракту, ряд позиций которого отсутствует в сметной документации.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 14.10.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 193 931 610,00 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.11.2021;
5) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе открытый конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
6) победителем Конкурса признано АО "Концерн Титан-2".
1. Согласно доводу обращения Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в проектной документации указан перечень оборудования, необходимого к монтажу и установке при выполнении работ по контракту, ряд позиций которого отсутствует в сметной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, в связи с чем в силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности подлежит размещению в ЕИС.
Также на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещена в ЕИС проектная и сметная документация, в отношении которых получено положительное заключение государственной экспертизы ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 28.06.2021, а также ведомость объемов работ, что соответствует требованиям пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в закупке.
При этом на участие в закупке подана заявка от АО "Концерн Титан-2", выразившего согласие на выполнение работ на условиях размещенной в ЕИС документации о закупке.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих нарушение Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при формировании описания объекта закупки.
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, Комиссия в рассматриваемой части не может согласиться с выводами Московского УФАС России, изложенными в решении от 23.11.2021 по делу N 077/06/106-20605/2021, поскольку территориальным органом ФАС России не в полной мере исследованы представленные сторонами материалы, имеющие значение для правильного разрешения дела, что привело к ненадлежащей оценке рассматриваемого довода Заявителя.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
При этом согласно пункту 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
Пунктом 2.1 Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников закупки:
1) Цена контракта-значимость критерия 60%;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации-значимость критерия 40% (далее - Критерий).
В рамках Критерия установлены следующие нестоимостные показатели оценки заявок участников закупки:
- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) (далее - Показатель N 1);
- Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) (далее - Показатель N 2).
Согласно пункту 2.2.1 Конкурсной документации в рамках Показателя N 1 оценке подлежат "Исполненные контракты (договора) заключены на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки".
Вместе с тем объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, не относящегося к объектам культурного наследия, в связи с чем установленное Заказчиком содержание оцениваемого опыта выполнения участниками закупки аналогичных работ не соответствует объекту закупки, а также пункту 27(3) Правил.
При этом Заказчиком установлен по Показателю N 1 следующий порядок начисления баллов участником закупки:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
"Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" |
Отсутствие исполненных в полном объеме контрактов (договоров) либо несоответствие представленных контрактов (договоров) требованиям, установленным конкурсной документацией |
0 |
Наличие исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным конкурсной документацией на сумму до 39 999 999,99 руб. |
20 |
|
Наличие исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным конкурсной документацией на общую сумму от 40 000 000,00 руб. до 79 999 999,99 руб. включительно. |
40 |
|
Наличие исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным конкурсной документацией на общую сумму от 80 000 000,00 руб. до 119 999 999,99 руб. включительно. |
60 |
|
Наличие исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным конкурсной документацией на общую сумму от 120 000 000,00 руб. до 159 999 999,99 руб. включительно. |
80 |
|
Наличие исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным конкурсной документацией на общую сумму больше 160 000 000,00 руб. |
100 |
В этой связи в Конкурсной документации отсутствует надлежащим образом установленная пропорциональная зависимость между присваиваемыми баллами и стоимостью ранее выполненных работ, поскольку при разнице стоимости выполненных работ на 0,01 р. количество присваиваемых баллов изменяется на 20 единиц.
Кроме того, оценка производится на основе документов и сведений, предоставленных участником закупки в составе второй части заявки на участие в конкурсе, а именно: исполненных контрактов (договоров), включающих все листы, в том числе все приложения и изменения (дополнения/ дополнительные соглашения) к ним.
Вместе с тем отсутствие всех приложений к контрактам (договорам), представляемых для оценки участниками закупки, например, дополнительно соглашения об изменении банковских реквизитов подрядчика, не подтверждает отсутствие надлежащего опыта.
Комиссией установлено, что аналогичные положения установлены также в отношении Показателя N 2.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки по Показателям N 1, N 2 Критерия, на соответствующий требованиям Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку подана только 1 заявка на участие в закупке, в связи с чем порядок оценки заявок не применялся.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 15 информационной карты Конкурсной документации "Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.10 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем часть 10, часть 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) содержит требование к минимальному размеру взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при установлении требований к участникам закупки допущена техническая ошибка в части указания о минимальных размерах взноса в указанные фонды на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования вместо саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в заявке АО "Концерн Титан-2" представлена надлежащая выписка саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
4. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Учитывая изложенное вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, подпунктом "а" пункта 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод обращения ООО "ВТ - Инжиниринг" не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 27 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 14.12.2021 по делу N 21/44/99/П16 в адрес Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2021 г. N 21/44/99/П16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021