На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Дезтаун" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУЗ "ДГП N 52 ДЗМ" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373200142018000031) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
При этом Оператор электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.12.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3)начальная (максимальная) цена контракта - 97 636,93 рублей;
4)источник финансирования - ПФХД на 2019 год;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2019;
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона.
При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5)получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6)отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения блокирования Оператором электронной площадки денежных средств участника электронного аукциона, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 976,37 рублей.
В соответствии со сведениями ЕИС процедура закупки находится в статусе "Работа комиссии", кроме того протокол рассмотрения первых частей заявок от 09.01.2019 N 0373200142018000031-1 (далее - Протокол) отменен 10.01.2019.
Вместе с тем Заказчиком повторно не размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки протокол рассмотрения первых частей заявок, в связи с чем Оператором электронной площадки не направлено в банк уведомление о разблокировке денежных средств участников закупки, в том числе Заявителя.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Оператор электронной площадки в письменных пояснениях представил сведения и пояснил, что Заказчиком 09.01.2021 в ЕИС размещен Протокол, при этом в результате технического сбоя на сайте Оператора электронной площадки в протоколе отображались некорректные сведения, в результате чего Протокол отменен.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Московским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Заказчика, по результатам рассмотрения которой Московским УФАС России принято решение от 30.11.2021 по делу N 077/06/17-21203/2021 (далее - Решение), согласно которому выявлены нарушения в действиях Заказчика части 7 статьи 67, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании Решения выдано предписание от 30.11.2021 по делу
N 077/06/17-21203/2021 об устранении нарушений, в том числе о приведении Заказчиком документации об Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом Решения.
Срок исполнения Предписания - 29.12.2021.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Московским УФАС России выдано предписание от 30.11.2021 N 077/06/17-21203/2021.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы по делу от 09.12.2021 N П-217/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2021 г. N П-217/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021