На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО НПО "Руссветпром" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик), ГКУ Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения в части установки автономного источника освещения на солнечных батареях на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0853500000321008147) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно не аккредитован Заявитель по дополнительным требованиям в соответствии с статьей 31 Закона о контрактной системе, в результате чего Заявитель не смог принять участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 21.10.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -10 681 920 рублей;
4)источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 85104091710390920244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.11.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана единственная заявка ООО "СоюзСтрой".
7) по результатам рассмотрения вторых частей заявок единственная заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
8) Заказчиком с ООО "СоюзСтрой" заключен государственный контракт от 06.12.2021 N 14/02-88 (реестровый номер контракта 2561007002221000110).
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно не аккредитован Заявитель по дополнительным требованиям в соответствии с статьей 31 Закона о контрактной системе, в результате чего Заявитель не смог принять участие в Аукционе.
Согласно части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг,в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1)о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2)об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе,при направлении таких документов (или их копий).
Согласно части 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении документов (или их копий) и их рассмотрении в соответствии с частями 12 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015
N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) установлены дополнительные требования к наличию опыта выполненных работ участниками закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2.3 приложения N 1 Постановления
Правительства N 99 при проведении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей Заказчиком устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Подтверждением указанных дополнительных требований является предоставление участником закупки:
- копии исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе,или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке,
- копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Вместе с тем указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота),на право заключить который проводится закупка
Согласно документации об Аукционе от 15.11.2021 N ИД1 Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
Из обращения Заявителя следует, что Оператором электронной площадки неправомерно не аккредитован Заявитель по дополнительным требованиям в соответствии с статьей 31 Закона о контрактной системе, в результате чего Заявитель не смог принять участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 21.10.2021 Заказчиком в ЕИС размещены извещение и документация об Аукционе не содержащие дополнительных требований в соответствии с пунктом 2.3 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, вместе с тем 15.11.2021 Заказчиком внесены изменения в извещение и документацию об Аукционе, установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
Согласно сведениям ЕИС дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.11.2021.
При этом Оператор электронной площадки в письменных пояснениях представил сведения и пояснил, что Заявителем 24.11.2021 подана заявка на аккредитацию по дополнительным требованиям в соответствии с пунктом 2.3 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, в связи с чем регламентированная дата рассмотрения заявки в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе - 01.12.2021.
При этом заявка 29.11.2021 обработана Оператором электронной площадки, принято решение о размещении документов в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих, что Оператором электронной площадки не обеспечена аккредитация по дополнительным требованиям, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать довод ООО НПО "Руссветпром" не нашедшим своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2021 г. N П-218/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021