Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 15.12.2021.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Колокольчик" с.Тербуны (далее -заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.05.2021 N08466000007210000020001 на поставку и установку уличного игрового оборудования для детской площадки (реестровый номер контракта 3481500205321000002), заключенного с индивидуальным предпринимателем Захаровым М.А. по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600000721000002, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями индивидуальным предпринимателем Захаровым М.А. условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 06.12.2021 N795 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению вышеуказанных проверок назначено на 09.12.2021 в 10.00 ч. Однако, с целью предоставления дополнительных документов, заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика было отложено на 10.12.2021 в 14.00 ч.
Проверка проведена посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Захарова М.А.: Соловьева А.А. (по доверенности).
В адрес заказчика направлено уведомление о месте и времени рассмотрения настоящего обращения.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 03.12.2021 от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Захарова М.А. (далее по тексту также - индивидуальный предприниматель, подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 25.05.2021 N08466000007210000020001 на поставку и установку уличного игрового оборудования для детской площадки (реестровый номер контракта 3481500205321000002), заключенного с индивидуальным предпринимателем Захаровым М.А. по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600000721000002.
25.05.2021 между заказчиком и подрядчиком заключен муниципальный контракт N08466000007210000020001 на поставку и установку уличного игрового оборудования для детской площадки (реестровый номер контракта 3481500205321000002) (далее -контракт).
Так, в силу п.1.1 контракта, подрядчик обязуется выполнить работы поставке и установке уличного игрового оборудования для детской площадки согласно сметы и технического задания, являющегося неотъемлемой частью настоящего муниципального контракта (Приложение N 1 к муниципальному контракту) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях настоящего Контракта.
При этом, существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ.
Так, в соответствии с п.3.1 контракта, срок выполнения работ: до 21 июня 2021 года.
Место выполнения работ: Липецкая область, с. Тербуны, ул. Коммунальная, д.15;
- филиал д/с Колокольчик с. Березовка, ул. Центральная, д 26;
- филиал д/с Колокольчик с. Покровское, ул. Молодежная, д 22
- филиал д/с Колокольчик с. Урицкое, ул. 5-я сотня, д 46. (п.3.2 контракта).
При этом, согласно п.5.1.1. контракта, подрядчик обязался выполнить работы с надлежащим качеством, в объемах и в сроки в соответствии с условиями настоящего Контракта, с соблюдением правил технической и пожарной безопасности, санитарных и других норм и правил, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как установлено, в срок, предусмотренный контрактом (до 21 июня 2021 года), требуемые заказчику работы подрядчиком выполнены не были.
В связи с чем, заказчиком 21.06.2021 в адрес подрядчика направлено письмо с просьбой незамедлительно приступить к выполнению работ по контракту.
Как следует из представленных в материалы проверки писем подрядчика заказчику (датированных 03.08., 16.08.2021), подрядчик уведомлял последнего о том, что поставка требуемого оборудования задерживается и гарантировал осуществить поставку в полном объеме в установленные данными письмами сроки (в течение 10 и 5 рабочих дней с момента составления указанных писем).
Согласно п.6.1. контракта, приемка выполненных работ осуществляется Заказчиком с участием представителя Подрядчика и оформляется путем подписания акта приемки выполненных работ (форма КС-2) (далее - Акт) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (далее - Справка). Срок предоставления Акта и Справки - не позднее 3 дней со дня окончания выполнения работ. Акт и Справка подписываются Заказчиком в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы. При поставке товара Подрядчик дополнительно предоставляет товарную накладную, оформленную в установленном порядке. Приемка товара осуществляется представителем Заказчика в присутствии представителя Подрядчика в соответствии с наименованием, количеством, комплектностью и в соответствии с техническими характеристиками поставляемого товара.
Как следует из представленных заказчиком в материалы проверки документов, а также письменных пояснений заказчика, поставка уличного игрового оборудования и работы по его установке были осуществлены индивидуальным предпринимателем 07.09.2021.
Вместе с тем, из представленного акта N1 приемки товара и проведения экспертизы от 07.09.2021 следует, что поставленный индивидуальным предпринимателем товар не соответствует требованиям, установленным в контракте.
В связи с чем, заказчиком 07.09.2021 в адрес подрядчика направлена претензия с просьбой в течение 3 рабочих дней исправить выявленные недостатки.
Из представленного в материалы проверки письма подрядчика заказчику (датированного 10.09.2021), подрядчик гарантировал исправить выявленные недостатки в течение 10 рабочих дней с момента составления данного письма.
Между тем, как установлено из письменных пояснений заказчика, 08.09.2021 подрядчик приступил к работам по устранению выявленных недостатков и работы были окончены 06.10.2021.
В соответствии с п.6.2.-6.5 контракта, экспертиза выполненных работ, поставляемого товара может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, за исключением случаев, когда привлечение экспертов, экспертных организаций является обязательным в соответствии со статьей 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Экспертиза своими силами проводится Заказчиком в течение срока, не превышающего 30 календарных дней со дня получения от Подрядчика Акта и Справки. Экспертиза привлеченными Заказчиком экспертами, экспертными организациями проводится в течение срока, не превышающего 30 календарных дней со дня получения от Подрядчика Акта и Справки. В случае несоответствия выполненных работ, поставляемого товара требованиям настоящего Контракта (за исключением требований Контракта, не препятствующих приемке выполненных работ) Заказчик в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы, направляет Подрядчику мотивированный отказ от подписания Акта и Справки.
Как установлено, для приемки работ и проведения экспертизы заказчиком была привлечена экспертная организация - Союз "Липецкая торгово-промышленная палата", о чем 07.10.2021 заказчик письменно уведомил подрядчика.
Согласно заключения эксперта N037-07-01173 от 20.10.2021, при проведении экспертизы, в числе прочего, установлено следующее: "все поставленное уличное игровое оборудование не соответствует условиям контракта (Приложение N1: описанию, техническим характеристикам, требованиям к поставляемому товару).
Уличное игровое оборудование изготовлено с нарушением требований муниципального контракта, а именно:
- несоответствие габаритным размерам;
- несоответствие используемым материалам;
- несоответствие безопасной эксплуатации;
- несоответствие требованиям нормативных документов (ГОСТ 52301-2013, ГОСТ 52169-2012, ГОСТ 55677-2013).
Устранение указанных нарушений возможно только в случае поставки нового уличного игрового оборудования, изготовленного с соблюдением всех условий технического задания (Приложение N1 к муниципальному контракту). Ремонт поставленного оборудования невозможен".
Доказательств обратного подрядчиком в материалы проверки не представлено. Как и не представлено доказательств, свидетельствующих о несвоевременном направлении заказчиком уведомления о дате и времени приемки работ, а также сведений об эксперте и экспертной организации.
Между тем установлено, что указанное экспертное заключение заказчиком было направлено в адрес подрядчика письмом от 21.10.2021. Также, заказчик уведомил подрядчика об отказе от подписания документов о приемке работ, датированных 06.10.2021.
22.10.2021 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия об оплате неустойки.
Кроме того, установлено, что 22.10.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 5.4.2 контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств и в соответствии со статьей 95 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Более того, согласно п.9.3.-9.4 контракта, расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Заказчик имеет право расторгнуть настоящий контракт в связи с односторонним отказом от исполнения настоящего контракта в том числе в случаях:
- нарушения Подрядчиком срока выполнения работ;
- некачественного выполнения работ и уклонения от их исправления в указанный срок.
В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно представленным документам, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 22.10.2021 направлено подрядчику по электронной почте, заказным письмом с уведомлением, размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу. Таким образом, вышеуказанный контракт расторгнут 02.12.2021, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.
По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.
Подрядчик подавал заявку, им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках выполнения работ.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У подрядчика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не выполнил необходимые заказчику работы. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, информацию в отношении индивидуального предпринимателя Захарова Михаила Артуровича (346835, Ростовская обл., Неклиновский р-н, с.Троицкое, ул.Фрунзе, 40а, ИНН 615493480699) в связи с односторонним отказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Колокольчик" с.Тербуны от исполнения контракта от 25.05.2021 N08466000007210000020001 на поставку и установку уличного игрового оборудования для детской площадки (реестровый номер контракта 3481500205321000002).
- Дата проведения электронного аукциона - 13.05.2021;
- Объект закупки - поставка и установка уличного игрового оборудования для детской площадки;
- Цена контракта - 229 606,10 коп.;
- Срок исполнения контракта - 31.12.2021 года;
- Основания и дата расторжения контракта - решение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Колокольчик" с.Тербуны об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.10.2021, дата расторжения контракта - 02.12.2021.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.12.2021 |
07.12.2021 |
03.12.2021 |
0 |
03.12.2021 |
10.12.2021 |
10.12.2021 |
0 |
15.12.2021 |
15.12.2021 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 декабря 2021 г. N РНП-48-289-м/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021