Резолютивная часть решения оглашена 14.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 16.12.2021.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Усманский многопрофильный колледж" (далее- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.07.2021 N 10 на оказание услуг по общей уборке помещений и прилегающих территорий (услуг по уборке зданий и территорий) (реестровый номер контракта 2481600188821000020), заключенного с индивидуальным предпринимателем _ по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200000921000009, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями индивидуальным предпринимателем _ условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 09.12.2021 N807 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в отсутствие индивидуального предпринимателя ... и представителей заказчика.
В Липецкое УФАС России 08.12.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя _. (далее по тексту также - индивидуальный предприниматель, исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 06.07.2021 N10 на оказание услуг по общей уборке помещений и прилегающих территорий (услуг по уборке зданий и территорий) (реестровый номер контракта 2481600188821000020).
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
06.07.2021 между заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен контракт N10 на оказание услуг по общей уборке помещений и прилегающих территорий (услуг по уборке зданий и территорий) (реестровый номер контракта 2481600188821000020) (далее -контракт).
Согласно п.1.1 контракта, исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по общей уборке помещений и прилегающих территорий в соответствии с техническим заданием (приложение N1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях настоящего Контракта.
При этом, техническим заданием (приложение N 1 к контракту), в числе прочего, предусмотрено следующее: "Исполнитель обязан оказывать комплекс услуг:
- по уборке помещений (понедельник-пятница с 8:00 ч до 16:00 ч, суббота - дежурство с 8:00 ч до 14:00 ч);
- по уборке прилегающих территорий (понедельник - пятница с 07:30 ч до 14:00 ч).
При возникновении экстренной ситуации (ремонтные работы, протечка потолка, прорыв канализации и т.д.) рабочий день персонала должен быть ненормированным, но не свыше двух-трех раз в месяц.
Общая площадь убираемых помещений: 3187,6 м2
Общая площадь убираемых территорий: 1554,6 м2
Все расходные материалы предоставляются Исполнителем".
Согласно п.3.1 контракта, место оказания услуг:
- Липецкая область, г. Усмань, ул. К. Маркса, д.42 (учебный корпус);
- Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, д. 20 (общежитие).
А в соответствии с п.3.2. контракта, услуги оказываются с 01.07.2021 г. по 31.12.2021 г.
При этом, в соответствии с п.4.1.1. контракта, исполнитель обязался оказывать услуги в соответствии с условиями (приложение N1) настоящего Контракта, требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.1.-5.4. контракта, приемка оказанных услуг осуществляется Заказчиком ежемесячно по факту оказания услуг и оформляется путем подписания акта приемки оказанных услуг (далее - Акт), предоставленного Исполнителем. Акт подписывается Заказчиком в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы. Экспертиза оказанных услуг может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, за исключением случаев, когда привлечение экспертов, экспертных организаций является обязательным. Экспертиза своими силами проводится Заказчиком в течение 5 рабочих дней по факту оказания услуг и предоставления Исполнителем Акта.
Как следует из материалов проверки, исполнителем в рамках заключенного контракта оказывались услуги в период с 01.07.2021 по 18.08.2021.
При этом, установлено, что начиная с 19.08.2021 услуги по общей уборке помещений и прилегающих территорий исполнителем не оказывались.
Так, согласно представленного в материалы проверки заключения экспертизы N8Э-УП/2021, датированного 20.08.2021, а также исходя из представленной заказчиком переписки с исполнителем, с 19.08.2021 оказание услуг, предусмотренных контрактом, приостановлено в связи с отказом персонала от выполнения своих обязательств, ввиду отсутствия заработной платы за июль 2021 г.
24.08.2021 заказчиком в адрес исполнителя направлена претензия, в которой он установил срок для оказания услуг по контракту- до 08.00 ч. 30.08.2021.
Как установлено, в указанный в претензии срок, услуги по общей уборке помещений и прилегающих территорий исполнителем оказаны не были.
Более того, по состоянию на 12.10.2021 услуги, предусмотренные контрактом, исполнителем также оказаны не были, о чем заказчик указал в заключении экспертизы N9Э-УП/2021.
Таким образом, исполнителем был нарушен срок оказания услуг, установленный контрактом.
Как установлено, п.4.3.1. контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Более того, согласно п.11.2.-11.3 контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Настоящий контракт предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
12.10.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Уведомлением о расторжении контракта, датированным от 14.10.2021, заказчик направил в адрес исполнителя заключение экспертизы N9Э-УП/2021 и копию платежного документа за июль 2021 г.
В соответствии с ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
А согласно ч.13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.10.2021 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, а 18.10.2021 направлено исполнителю по адресу, указанному в контракте, по почте заказным письмом с уведомлением. Кроме того, 17.11.2021 данное решение было направлено исполнителю по адресу электронной почты, указанному в контракте.
Согласно представленным заказчиком сведениям, исполнитель получил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 23.11.2021.
Датой расторжения контракта является 06.12.2021.
По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер).
При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Из представленных заказчиком документов и сведений не следует, что исполнитель уведомлял заказчика о возникновении у него каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших ему оказать услуги в срок, установленный контрактом.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока не вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выступает стимулирующей обеспечительной мерой, позволяя нарушителю контракта исправить, если это еще возможно, нарушение контракта, которое и явилось основанием применения меры отказа от его исполнения и, соответственно, расторжения. Сущность установленного Законом о контрактной системе требования об уведомлении заключается именно в том, чтобы контрагент заказчика в обусловленные сроки знал о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта. Совокупное толкование части 12 и части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что процедура, предусмотренная частью 12 статьи 95 указанного Закона, направлена в первую очередь, на защиту прав и законных интересов поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также на обеспечение стабильности исполнения государственных контрактов. Перечисленные в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе способы уведомления поставщика направлены на своевременное информирование исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта и предоставление возможности поставщику (подрядчику, исполнителю) устранить допущенные нарушения и избежать расторжения контракта (постановление арбитражного суда Московского округа от 29.01.2019 по делу NА40- 81727/17).
Однако, после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и до вступления его в законную силу исполнитель так и не оказал требуемые заказчику услуги.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях исполнителя не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Исполнителем не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения исполнителем условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
Как было вышеизложено, в силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
12.10.2021 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, установлено, что заказчик лишь 18.10.2021 направил исполнителю данное решение заказным письмом с уведомлением и 17.11.2021 направил решение по адресу электронной почты исполнителя, указанной в контракте.
Исходя из совокупного анализа действий заказчика по направлению исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установлено, что заказчиком нарушен порядок направления исполнителю принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установленный ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю. Из толкования положений части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта должно быть совершено как посредством извещения непосредственно исполнителя наиболее оперативным образом (почтой заказным письмом с уведомлением, а также с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающими оперативность уведомления), так и посредством размещения решения в единой информационной системе. При этом по смыслу указанной статьи для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок. Таким образом, общество, которому было доставлено от заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по почте, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. Государственный (муниципальный) контракт считается расторгнутым по смыслу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе по истечении десяти дней с момента, когда считается доставленным первое из юридически значимых сообщений.
С учетом вышеизложенного, допущенное заказчиком нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе не повлияло на расторжение контракта, а также не является основанием для отказа во включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Нарушение ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32 КоАП РФ.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года следующие сведения об индивидуальном предпринимателе _, в связи с односторонним отказом государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Усманский многопрофильный колледж" от исполнения контракта от 06.07.2021 N10 на оказание услуг по общей уборке помещений и прилегающих территорий (услуг по уборке зданий и территорий) (реестровый номер контракта 2481600188821000020):
- индивидуальный предприниматель _ (адрес: _.);
- предмет контракта - оказание услуг по общей уборке помещений и прилегающих территорий (услуг по уборке зданий и территорий);
- дата проведения электронного аукциона - 17.06.2021;
- цена контракта - 398 617,10 руб.;
- срок исполнения контракта - 30.01.2022 года,
- основание расторжения контракта - решение государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Усманский многопрофильный колледж" от 12.10.2021;
- дата расторжения контракта -06.12.2021.
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
06.12.2021 |
09.12.2021 |
08.12.2021 |
0 |
08.12.2021 |
15.12.2021 |
14.12.2021 |
0 |
17.12.2021 |
16.12.2021 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 14 декабря 2021 г. N РНП-48-291c/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021