Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Автоград Люкс" на действия Заказчика Министерства цифрового развития и связи Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУСО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000821007716 "Оказание услуг по обеспечению функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
06.12.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Автоград Люкс" (далее- Заявитель) на действия Заказчика Министерства цифрового развития и связи Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУСО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000821007716 "Оказание услуг по обеспечению функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия Саратовской области" (далее - Аукцион).
26.11.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком Аукциона является Министерство цифрового развития и связи Саратовской области (далее - Заказчики).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 103 109,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Техническое задание документации об Аукционе составлено с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие на рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению
Представитель ГКУСО "Государственное агентство по централизации закупок", присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1. ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе с частью документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из системного толкования положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системы предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Из жалобы Заявителя следует, что установленное Заказчиком требование в п. 2.3.5. Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе ограничивает конкуренцию.
Предметом закупки является оказывает услуги по обеспечению функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия Саратовской области.
Пунктом 2.3.5. Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе установлено, что Заказчик не обладает исключительными правами на "Автоматизированный модуль управления межведомственным электронным взаимодействием и администрирование пользовательской - ролевой моделью "Smart-route", а также не владеет его исходным кодом. Исключительные права на "Автоматизированный модуль управления межведомственным электронным взаимодействием и администрирование пользовательской - ролевой моделью "Smart-route" принадлежат обществу с ограниченной ответственностью "ЭйТи Сибирь".
Для оказания услуг по данной Технической части Исполнитель должен обладать правами на "Автоматизированный модуль управления межведомственным электронным взаимодействием и администрирование пользовательской - ролевой моделью "Smart-route", подтвержденными действующим лицензионным (сублицензионным) договором (или иным документом) с обладателем прав на указанное программное обеспечение, позволяющим администрировать, конфигурировать, исправлять ошибки и сбои прикладного программного обеспечения "Автоматизированный модуль управления межведомственным электронным взаимодействием и администрирование пользовательской - ролевой моделью "Smart-route", и должен представить документальное на то подтверждение по запросу Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня. Исполнитель самостоятельно обращается к правообладателю для предоставления соответствующих прав на указанные программное обеспечение.
Согласно доводу жалобы у Заказчика уже имеются права на данное программное обеспечение, переданные ему на основании государственного контракта N 0860200000816004694_304191 от 28.11.2016, позволяющие ему передавать указанные права Исполнителю для целей исполнения Контракта.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что согласно пункта 2.2. сублицензионного договора N 1, являющегося приложением N 3 к контракту от 28 ноября 2016 года N 0860200000816004694_304191, права на "Smart-route" передаются на срок 5 лет. Данный срок истекает не позднее 23 декабря 2021 года согласно Акту сдачи-приемки оказанных услуг к государственному контракту N 0860200000816004694_304191 от 28 ноября 2016 года (Этап 1). Кроме того, право требуется не в момент заключения контракта, а в момент исполнения, и само право можно получить у правообладателя путем заключения лицензионного (сублицензионного) договора (или иного документа) на указанное программное обеспечение.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что срок передачи Заказчику неисключительных прав на Smart-route истекает 23.12.2021 до заключения контракта по результатам Аукциона на основании акта сдачи - приемки оказанных услуг от 23.12.2016, сублицензионный договор Приложение N 3 к Контракту от 28.11.2016 N 0860200000816004694_304191.
Кроме того, согласно указанному сублицензионному договору Заказчику предоставляются права использования ПО следующими способами: 2.3.1. право использования ПО в соответствии с его назначением, т.е. такое использование, которое является обычным для такого рода ПО; 2.3.2.воспроизведение ПО без ограничения тиража; 2.3.3. записи и хранения Продукта в памяти ЭВМ; 2.3.4. осуществления действий, необходимых для проверки функционирования Продукта; 2.3.5. изготовления копий Продукта в архивных целях, или для восстановления работоспособности Продукта.
Таким образом, Заказчик, даже при наличии у него прав на программное обеспечение и передав их Исполнителю, не обеспечил бы законность его действий при исполнении контракта.
Комиссия Саратовского УФАС России проанализировав положения государственного Контракта N 0860200000816004694_304191 от 28.11.2016 приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока
Согласно п. 2.2. сублицензионного договора N 1, являющегося приложением N 3 к контракту от 28.11.2016 N 0860200000816004694_304191, лицензия передается сублицензиату на срок указанный в Приложении N2 к сублицензионному договору.
Приложением N2 к сублицензионному договору установлен срок лицензии 5 лет.
Согласно Акту приема-передачи лицензии от 28.11.2016 лицензиат передал сублицензиату лицензию на программное обеспечение, указанное в Приложении N2 к сублицензионному договору N1 от 28.11.2021.
Таким образом, срок действия лицензияи переданной Заказчику на основании государственного Контракта N 0860200000816004694_304191 от 28.11.2016, истекает 29.11.2021.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что установленное Заказчиком требование в п. 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4 Технического задание документации об Аукционе о внесении изменений в программно-аппаратный комплекс, является доработкой, модернизацией и не имеет отношения к предмету Контракта. Данное требование прямо ограничивает конкуренцию и даёт преимущества разработчику программного обеспечения.
Согласно п. 2.4.1 Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе в случае если для устранения неисправности необходимо внесение изменении в программно-аппаратный комплекс, срок решения инцидента увеличивается по согласованию сторон.
Согласно пунктам 2.4.2., 2.4.3., 2.4.4. Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе в случае если для устранения неисправности необходимо внесение изменений в модуль, срок решения инцидента увеличивается по согласованию Сторон.
Также данными пунктами предусмотрено, что в рамках данных услуг осуществляется помощь в настройке модуля лицензирования в соответствии с возникшими потребностями, не требующей внесения изменений в программный код.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что при оказании услуг по Контракту не требуется ее внесение изменений в программный код. Для обеспечения бесперебойного функционирования СЭУ, подразумевающего в первую очередь предупреждение и предотвращение возникновения аварийных ситуаций и инцидентов, необходимо проведение мероприятий по Мониторингу и Администрированию продуктивного контура СЭУ. Предсказать все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время функционирования высоконагруженной информационной системы с множеством интеграций не представляется возможным. Заказчик максимально предусматривает ряд мероприятий для достижения цели оказания услуг, в том числе необходимость проведения работ на продуктивном контуре, при которых может возникнуть потребность разработки, обновления и установки плагинов.
Кроме того, пунктами 2.4.1, 2.4.2., 2.4.3., 2.4.4. Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе не установлена обязанность Исполнителя вносить изменения в модуль.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного учреждения, настройки модулей СЭУ согласно техническому заданию не требуют внесения изменений в программный код ПО. В соответствии с положениями документации при исполнении контракта Исполнитель должен быть обладателем прав на указанное программное обеспечение, позволяющим администрировать, конфигурировать, исправлять ошибки и сбои.
Также в соответствии с п. 2.3.2. "Взаимодействие при обработке обращений" Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе срок обработки обращения может быть увеличен, если часть работ (ответственности) находится в зоне ответственности Инициатора или Пользователя (в зависимости от того, кем было направлено обращение), либо РОИВ, ОМСУ, но не более чем на время, затраченное на реализацию указанных работ (ответственности).
Кроме того, в соответствии с п. 2.1.15 Раздела 11 "Проект контракта" документации об Аукционе Исполнитель вправе привлекать к исполнению Контракта третьих лиц (субподрядчиков/соисполнителей).
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно определено в п.1.2 Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе программное обеспечение на котором функционирует РСМЭВ, СЭУ.
Согласно п.1.2 Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе РСМЭВ, СЭУ- это система межведомственного электронного взаимодействия и электронных услуг Саратовской области (автоматизированный модуль управления межведомственным электронным взаимодействием и администрирование пользовательской - ролевой моделью "Smart-route").
В соответствии с п.2.3.5 Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе для оказания услуг по данному Техническому заданию Исполнитель должен обладать правами на "Автоматизированный модуль управления межведомственным электронным взаимодействием и администрирование пользовательской - ролевой моделью "Smart-route", подтвержденными действующим лицензионным (сублицензионным) договором (или иным документом) с обладателем прав на указанное программное обеспечение, позволяющим администрировать, конфигурировать, исправлять ошибки и сбои прикладного программного обеспечения "Автоматизированный модуль управления межведомственным электронным взаимодействием и администрирование пользовательской - ролевой моделью "Smart-route", и должен представить документальное на то подтверждение по запросу Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня. Исполнитель самостоятельно обращается к правообладателю для предоставления соответствующих прав на указанные программное обеспечение.
Согласно доводу жалобы, в соответствии с информацией, расположенной в открытом доступе на официальном сайте Правительства Саратовской области (https://saratov.gov.ru/static-page/?ID=1343&sphrace_id=610162) (Руководство пользователя информационной системы для формирования, учета и отправки начислений и платежей в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, а также получения информации о фактах оплаты заявителями платежей при получении государственных и муниципальных услуг, погашении штрафов и сборов, государственных пошлин Саратовской области, раздел "ГИС ГМП", "ГИС ЖКХ") для работы Системы межведомственного электронного взаимодействия и электронных услуг Саратовской области Министерство цифрового развития и связи Саратовской области использует Платформу "Digit цифровая платформа" ("Digit Платформа" является базовым программным обеспечением которое служит основой для создания единой программной инфраструктуры объекта автоматизации) и Программное обеспечение "Digit МЭВ".
Дополнительным подтверждением является намерение покупки лицензии на программное обеспечение "Digit Платформа" Правообладатель: ООО "СМАРТ КОНСАЛТИНГ" в соответствии с информацией о заключенном Государственном Контракте N 25 (ИКЗ 212645010962664500100100090016201244) от 31.08.2021. Таким образом, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что довод Заявителя о том, что техническое задании документации об Аукционе содержит недостоверную информацию о базовом программном обеспечении, на котором функционирует РМЭВ, СЭУ является надуманным, необоснованным и не соответствующим действительности.
"Digit МЭВ" предназначена для формирования, учета и отправки начислений и платежей в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, а также получения информации о фактах оплаты заявителями платежей при получении государственных и муниципальных услуг, погашении штрафов и сборов, государственных пошлин Саратовской области. Администратором данной системы, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 17.06.2013 N 297-П "Об информационной системе для формирования, учета и отправки начислений и платежей в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, а также получения информации о фактах оплаты заявителями платежей при получении государственных и муниципальных услуг, погашении штрафов и сборов, государственных пошлин Саратовской области", является Министерство финансов Саратовской области.
СЭУ представляет собой кроссплатформенную систему, построенную на принципах функционально-блочной архитектуры и предназначена для реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении собственных либо отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В части закупки N 2645010962621000010 Министерство сообщает, что государственный контракт N 25 (ИКЗ 212645010962664500100100090016201244) от 31.08.2021 расторгнут 12.11.2021.
Кроме того, в соответствии с п. 2.1.15 Раздела 11 "Проект контракта" документации об Аукционе Исполнитель вправе привлекать к исполнению Контракта третьих лиц (субподрядчиков/соисполнителей).
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик обладает исключительными правами на АИС "ЛОД".
В соответствии с п. 2.4.4. "Обеспечение модуля ЛОД" Раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе модуль ЛОД представляет собой подсистему СЭУ, обеспечивающую прием заявлений на предоставление путевок в летние оздоровительные лагеря, комплектование и направление заявителям результата оказания услуг.
В зону ответственности Исполнителя входят: сервер приложения модуля ЛОД; сервер поисковой системы модуля ЛОД; сервер БД сервера модуля ЛОД; файловое хранилище сервера модуля ЛОД; сервер резервного копирования модуля ЛОД; сервер системы мониторинга.
Исполнитель обеспечивает настройку и мониторинг работы серверов и программного обеспечения Пользователя, а также обеспечение его корректного функционирования в зоне ответственности Исполнителя (Приложение 3 к настоящему техническому заданию).
Исполнитель обеспечивает консультирование и информирование представителей Пользователя по вопросам функционирования системы.
Из жалобы Заявителя следует, что на основании Государственного контракта N 0860200000817003853_304191 от 11.09.2017 приложением 1 к Контракту "Техническое задание" установлен перечень услуг в том числе п.8 Разработка системы "Организация отдыха детей в летнее каникулярное время на территории Саратовской области (АИС ЛОД).
Пунктом 8.8 Технического задания к вышеуказанному Контракту, требования к патентной чистоте определено, что Исполнитель осуществляет передачу Заказчику исключительных права на владение, пользование и распоряжение программным обеспечением. Права на программное обеспечение передаются Заказчику путём подписания сторонами Акта приемки-передачи исключительных прав. С момента подписания обязанность Исполнителя по передаче соответствующих прав считается исполненной.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что система "Организация отдыха детей в летнее каникулярное время на территории Саратовской области (АИС ЛОД), разработанная на основании государственного Контракта N 0860200000817003853_304191 от 11 сентября 2017 года, является самостоятельным объектом информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства Саратовской области. В то время как модуль приема заявлений по постановке на учет и предоставлению мест для детей в организациях отдыха детей и их оздоровления в Саратовской области (Модуль ЛОД) является специализированной формой приема заявлений с Единого портала государственных и муниципальных услуг в составе СЭУ.
Таким образом, АИС ЛОД к объекту закупки N 0860200000821007716 отношения не имеет.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России.
Р Е Ш И Л А:
. Признать жалобу ООО "Автоград Люкс" на действия Заказчика Министерства цифрового развития и связи Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУСО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000821007716 "Оказание услуг по обеспечению функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия Саратовской области" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 декабря 2021 г. N 064/06/33-1449/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021