Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в отсутствие представителей сторон по делу (лица о дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрела поступившие 01 декабря 2021 года в Амурское УФАС России жалобы от общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ", общества с ограниченной ответственностью "АЛТАЙВЕКТОР", индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. и общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения Администрация рабочего посёлка Новобурейский Бурейского района Амурской области (далее - МКУ администрации рп. Новобурейский) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции котловой ячейки КЕ-25-14С в муниципальной котельной по ул. Советская 57, объявленной извещением от 22.11.2021 N 0123300036921000042 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон).
Из жалобы заявителе следует, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства.
Муниципальный заказчик представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
В Амурское УФАС России в соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе от общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ", общества с ограниченной ответственностью "АЛТАЙВЕКТОР", индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. и общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" поступили письма об отзыве вышеуказанных жалоб.
Уведомлениями по делам N 028/06/105-722/2021, N 028/06/105-723/2021, N 028/06/105-724/2021, N 028/06/99-725/2021 об отзыве жалоб Амурское УФАС России возвратило жалобы указанных лиц без рассмотрения по существу.
Вместе с тем, Комиссия Амурского УФАС России. исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
22.11.2021 муниципальным заказчиком - МКУ администрации рп. Новобурейский на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300036921000042 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции котловой ячейки КЕ-25-14С в муниципальной котельной по ул. Советская 57.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 36 859 815,60 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 22.11.2021 в 14:19, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.12.2021 в 09:00, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 02.12.2021, дата проведения аукциона в электронной форме - 03.12.2021.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Пунктом 32 информационной карты аукционной документации установлен порядок внесения обеспечения заявок на участие в электронном аукционе:
- Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств.
- Средства обеспечения заявок перечисляются по банковским реквизитам оператора электронной площадки в соответствии с инструкцией, находящейся по адресу: www.rts-tender.ru.
- Порядок внесения обеспечения: обеспечение должно быть предоставлено до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе. За несвоевременное предоставление обеспечения заявки отвечает участник закупки.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик установил в аукционной документации порядок предоставления обеспечения заявки только путем внесения денежных средств.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из анализа пункта 24 информационной карты аукционной документации следует, что заказчик верно установил срок предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Статья 110.2 Закона о контрактной системе регулирует особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
В силу части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Изучив аукционную документацию, Комиссия Амурского УФАС России делает вывод о том, что довод заявителя об отсутствии в составе аукционной документации заполненного проекта сметы контракта не нашел своего подтверждения.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определенно, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) определено, что в случае закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно пункту 6 информационной карты аукционной документации предметом электронного аукциона является выполнение работ по реконструкции котловой ячейки КЕ-25-14С в муниципальной котельной по ул. Советская 57.
Таким образом, предметом аукциона является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и, соответственно, на него распространяются требования пункта 2 Постановления N 99.
Вместе с тем, в документации заказчика установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2(4) Постановлением N 99, что является нарушением частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 информационной карты аукционной документации содержит информацию об ограничениях участия в определении поставщика: "Установлено в форме ограничений. Указано в пункте 19 информационной карты аукциона".
В пункте 19 информационной карты аукционной документации установлено, что преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не предусмотрены.
Изучив аукционную документацию, Комиссия Амурского УФАС России делает вывод о том, что противоречия в пункте 15 и 19 информационной карты аукционной документации отсутствуют.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе закреплено, что если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Пунктом 33 информационной карты аукционной документации установлено, что обеспечение исполнения контракта предусмотрено в размере 5 % от цены контракта.
Таким образом, поскольку в аукционной документации преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не предусмотрены, то заказчиком в нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе неправомерно установлено обеспечение исполнения контракта в зависимости от цены контракта.
Согласно пункту 33 информационной карты аукционной документации обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде реестра контрактов.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, поскольку в аукционной документации преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не предусмотрены и начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей, то заказчик в нарушение части 1 статьи 37 и части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе неправомерно установил возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в виде реестра контрактов.
В форме N 2 и форме N 4 аукционной документации образца заявки установлена необходимость о предоставлении участниками закупки декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства.
Пунктом "а" части 4.1.22 проекта контракта аукционной документации установлено, что в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить Заказчику декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, поскольку в аукционной документации преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не предусмотрены, заказчик в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно установил к участникам закупки требование по декларированию о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства.
В графике оплаты выполненных работ приложения N 4 проекта контракта аукционной документации содержится указание на долю выполнения комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в цене контракта, подлежащих оплате 100% выполнения объема работ по контракту.
Пунктом 15 технического задания приложения N 1 аукционной документации установлено, что оплата работ по Договору производится Заказчиком в два этапа:
- I этап: Оплата производится за счет средств доведенных лимитов 2021 года, по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в размере 20 000 000,00 рублей в течение 30 календарных дней, со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), на основании предоставленного счета-фактуры, при наличии недостатков - по предъявлению Подрядчиком акта устранения недостатков.
- II этап: Оплата производится за счет средств доведенных лимитов 2022 года, по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в размере 16 859 815,60 рублей в течение 30 календарных дней, со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), на основании предоставленного счета-фактуры, при наличии недостатков - по предъявлению Подрядчиком акта устранения недостатков.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в проекте контракта допущено разночтение в части порядка оплаты выполненных работ, что является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 12 статьи 48 ГрК РФ состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
В части 13 статьи 48 ГрК РФ установлено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Согласно части 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.10.2015 N Д28и-3073 указано, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в том числе о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, о том, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из пункта 6 информационной карты аукционной документации следует, что предметом электронного аукциона является выполнение работ по реконструкции котловой ячейки КЕ-25-14С в муниципальной котельной по ул. Советская 57.
Из содержания аукционной документации следует, что проектная документация в полном объеме отсутствует, подготовлены только разделы сметы по реконструкции котловой ячейки КЕ-25-14С в муниципальной котельной по ул. Советская 57, что является нарушением пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заказчика о том, что в силу положений ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" подлежит отклонению, поскольку предметом закупки является реконструкция объекта капитального строительства, а указанные положения ГрК РФ распространяются на капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Иные документы и сведения, подтверждающие обоснование отсутствия проектной документации в полном объеме по данной закупке заказчиком в материалы дела не предоставлены.
Частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 30 информационной карты аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе заполняется в произвольной форме и должна содержать следующие документы и информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В нарушении части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации фактически установлены требования о предоставлении в первой части заявки конкретных показателей и страны происхождения товара.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В пункте 30 информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
Заявка должна быть заполнена разборчивым, читаемым шрифтом, не должна содержать двусмысленных толкований. Участник закупки в своей заявке должен указать конкретные характеристики товара, предлагаемого к поставке. Слова "не менее", "не более", "до", "в пределах" и т. д. не допускаются (данные формулировки допустимы только если они установлены производителем товара). Заявки не соответствующие данному требованию подлежат отклонению. При подготовке первой и второй частей заявок участником аукциона могут быть приняты за основу формы заявок, указанные в части 2 Инструкция по заполнению заявок.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не установлено требование к содержанию и составу второй части заявки в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Пунктом 31 информационной карты аукционной документации установлено, что обеспечение заявок на участие в электронном аукционе не требуется.
В пункте 32 информационной карты аукционной документации установлен размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе и порядок его внесения.
Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в пунктах 31 и 32 информационной карты аукционной документации допущено разночтение в части установления предоставления обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, что является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В извещении установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 1 842 990.78 рублей.
Пунктом 33 информационной карты аукционной документации определено, что обеспечение исполнения контракта предусмотрено в размере 5 % от цены контракта.
Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком пункте 33 информационной карты и извещении аукционной документации допущено разночтение в части размера обеспечения исполнения контракта, что является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Таким образом, обязанность по контролю за ходом работ возлагается на заказчика, следовательно, все необходимые мероприятия по контролю за ходом исполнения контракта должны обеспечиваться непосредственно Заказчиком, а подрядчик обязан предоставить доступ для осуществления заказчиком своих обязанностей.
Согласно пункту 4.1.38 проекта муниципального контракта аукционной документации подрядчик обязан за два дня до начала работ на объекте, предоставить фотографический материал и видеоматериал объекта капитального ремонта. Фотографический материал - количество фотографии не менее 100, в том числе обзорные фото с высоты 20-100 метров, в цветном изображении, в формате не менее 10х15 см, с разрешением не менее 600 DPI. Фотографический материал предоставляется на электронном носителе и на электронную почту mail@minstroy.amurobl.ru Видеоматериал - обзорные фото и видео материалы, полученный путем съемки с беспилотных летательных аппаратов с высоты 20-100 метров. Видеоматериал предоставляется на электронном носителе и на электронную почту mail@minstroy.amurobl.ru, качество не ниже 4К Ultra HD, разрешение видео не ниже 3840 х 2160 пикселей.
Пунктом 4.1.42 муниципального контракта аукционной документации установлено, что подрядчик обязан за семь дней до начала строительно-монтажных работ, установить на объекте оборудование видеонаблюдения: не менее 3 камер внутри здания с ракурсом на входные группы и световые приямки с предоставлением доступа Заказчику видеоинформации через публичную сеть Интернет как в режиме реального времени с бесперебойным функционированием, так и в записи до 14 суток хранения архива видеозаписи со следующими техническими характеристиками передаваемого изображения:
-передаваемое качество - HD (1280х720) с возможностью увеличения разрешения до FullHD (1920х720);
-соотношение сторон - 16:9;
-глубина цвета - не менее 24 бит;
-количество кадров в секунду - не менее 20;
-организация сервиса хранения и просмотра видео в качестве не ниже SD (704х576);
- диапазон рабочей температуры - от -40 до +50 С;
- тип системы видеонаблюдения - IP, с постоянным подключением сети интернет;
- доступ к видеотрансляции - круглосуточный, с использованием сети интернет (битрейт не менее 5Мбит/сек) и просмотром видеопотока через WEB-браузер;
- наличие WEB-интерфейса и направление камеры на требуемый участок зоны наблюдения посредством программы управления, доступной через WEB-интерфейс;
- возможность просмотра видеопотока (RTSP) по прямой ссылке в WEB-браузере;
- возможность ночного режима видеокамеры при низкой освещенности;
-разрешением камеры не менее 2 Mpx (1920*1080);
- просмотр видеопотока в реальном времени;
-класс защиты - не хуже IP67.
Адрес сайта (прямая ссылка на интернет ресурс), на котором возможен просмотр фото/видео строительной площадки (обзор Объекта) сообщить Заказчику.
Согласно пункту 6 информационной карты аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по реконструкции котловой ячейки КЕ-25-14С в муниципальной котельной по ул. Советская 57.
Вместе с тем, заказчик в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установил в пунктах 4.1.38, 4.1.42 проекта муниципального контракта аукционной документации требования к подрядчику, не предусмотренные техническим заданием, а именно обязал производить не взаимосвязанную с предметом закупки фото и видео фиксацию выполняемых работ (с предоставлением заказчику фотографического материала и видеоматериала объекта), а также установить на объекте оборудование видеонаблюдения.
Положения части 4.4 проекта муниципального контракта аукционной документации содержат в полной мере полномочия заказчика для осуществления контроля по исполнению контракта с возможностью привлечения организаций для осуществления строительного контроля за ходом, объемом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных Подрядчиком материалов, посредством периодических проверок с правом получения любой информации и ознакомления с документами, связанными с выполнением работ, а подрядчик в свою очередь обязан обеспечить доступ на объект работы и предоставить все необходимые документы и сведения, предусмотренные действующим законодательством.
Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика имеются нарушения части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Иные нарушения в проекте контракта Комиссией Амурского УФАС России не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать в действиях муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения Администрация рабочего посёлка Новобурейский Бурейского района Амурской области нарушение части 3 статьи 7, части 4, 5 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 1 статьи 37, части 2 статьи 44, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3.1 статьи 66, части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.М. Парнищева
Члены Комиссии: Е.В. Стрелкова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 8 декабря 2021 г. N 028/06/105-722/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021