Резолютивная часть решения оглашена "10" декабря2021года.
В полном объеме решение изготовлено "15" декабря2021года.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
|
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя заказчика - ГКУ КО "СЕЗ" <_> (доверенность, паспорт), представителей уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области <_> (паспорт, доверенность), <_> (паспорт, доверенность), представителя заявителя - ИП <_> <_> (паспорт, доверенность),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/64-1268/2021 ИП <_> по существу, установила:
06.12.2021 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ИП <_> на положения аукционной документации заказчика - ГКУ КО "СЕЗ" при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0137200001221005975), предметом которого является поставка кондиционеров бытовых.
Заявитель полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы Заявителя, в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 30.11.2021 г.на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001221005975, предметом которого является поставка кондиционеров бытовых(далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляет 264 550,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 08.12.2021 08:00.
Заказчиком по указанному аукциону выступалоГКУ КО "СЕЗ".
2.В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3.Согласно доводам жалобы Заявителя, заказчиком в аукционной документации установлены дополнительные характеристики закупаемого товара, в отсутствии надлежащего обоснования.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд гласит, код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пунктом 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога.
В вышеуказанном аукционе заказчиком применена позиция КТРУ 28.25.12.130-00000010 Кондиционер бытовой.
Спецификациейна поставку кондиционеров бытовых аукционной документации установленыо следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Артикул "СЕЗ |
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, безопасности, размерам товара |
Кол-во Шт. |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Обоснование дополнительных характеристик, не включенных в КТРУ (не является конкретным показателем) |
3 |
|||
1 |
Кондиционер бытовой |
2684 |
Вид кондиционера |
Сплит-система |
В соответствии с КТРУ |
|
Вид блока кондиционера |
наружный |
В соответствии с КТРУ |
||||
Мощность в режиме обогрева, кВт |
|
В соответствии с КТРУ |
||||
Мощность в режиме охлаждения, кВт |
|
В соответствии с КТРУ |
||||
Дополнительные функции |
Режим осушения, Режим вентиляции (без охлаждения и обогрева),запрет
Режим автоматической поддержки температуры |
В соответствии с КТРУ |
||||
Инверторный тип кондиционера |
Да |
В соответствии с КТРУ |
||||
Режим работы кондиционера |
Обогрев |
В соответствии с КТРУ |
||||
Режим работы кондиционера |
Охлаждение |
В соответствии с КТРУ |
||||
Тип внутреннего блока |
Настенный |
В соответствии с КТРУ |
||||
Класс энергоэффективности |
А++ |
В соответствии с КТРУ |
||||
Обслуживаемая площадь, м2 |
|
для обеспечения комфортных условий исходя из площади помещений |
||||
Уровень шума внешнего блока, дБ |
|
для обеспечения комфортных условий исходя из площади помещений |
||||
Уровень шума внутреннего блока, дБ |
|
для обеспечения комфортных условий исходя из площади помещений |
||||
Система самодиагностики неисправности |
Да |
обусловлено удобством и условиями использования в месте эксплуатации товара |
||||
Вариант размещения |
Горизонтальное |
для комфортного расположения блоков в помещении |
||||
Длина фреонопровода, м |
|
для комфортного расположения блоков в помещении |
||||
Ширина внутреннего блока. м |
|
для соответствия общему дизайну помещения |
||||
Высота внутреннего блока, м |
|
для соответствия общему дизайну помещения |
||||
Глубина внутреннего блока, м |
|
для соответствия общему дизайну помещения |
||||
Ширина наружного блока, м |
|
для соответствия общему дизайну помещения |
||||
Высота наружного блока, м |
|
для соответствия общему дизайну помещения |
||||
Глубина наружного блока, м |
|
для соответствия общему дизайну помещения |
||||
Год выпуска |
не ранее 2021 г |
для объективного и детального описания закупаемого товара, исходя из потребностей Заказчика |
Пунктом 5 Правил использования каталога установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что в обоснование позиции "Обслуживаемая площадь" заказчиком установлено следующее: "для обеспечения комфортных условий исходя из площади помещений".
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что действующее законодательство не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки (Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 NФ04-2017/2020 по делу NА46-12288/2019), в связи с чем, данный довод жалобы заявителя признается необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, заказчиком в аукционной документации установлены дополнительные характеристики закупаемого товара, в части показателя "Обслуживаемая площадь",не относящиеся к параметру оборудования.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заказчика на то обстоятельство, что характеристики товара, предлагаемые участником в первой части заявки, согласно требованиям законодательства о контрактной системе, должны относится непосредственно к товару и отражать его потребительские свойства.
Заявителем, в материалы дела представлены документальные доказательства (технические характеристики кондиционеров), в которых данная характеристика отсутствует.
Напротив, в ходе рассмотрения жалобы по существу, заказчиком не представлено документального подтверждения наличия спорной характеристики ("Обслуживаемая площадь") в технической сопроводительной документации на товар или в соответствующих товару документах о техническом регулировании.
Таким образом, включение спорной характеристики("Обслуживаемая площадь") в описание объекта закупки не дает представления участкам закупки о необходимой заказчику производительности кондиционера, а само описание объекта закупки не позволяет сформировать ценовое предложение участникам.
Доказательств обратного заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено.
С учетом изложенного Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.Согласно доводам жалобы заявителя, заказчик не представил полную и достоверную информацию для расчета себестоимости монтажа участникам.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу,Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы Законом возложена на подателя жалобы. Вместе с тем, заявителем не представлены в материалы дела документальные доказательства вышеуказанных доводов жалобы
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП <_> обоснованной в части нарушения, установленного в пункте 4мотивировочной части Решения, в остальной части необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГКУ КО "СЕЗ", при утверждении аукционной документации, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Предписание заказчику - ГКУ КО "СЕЗ" не выдавать, в связи с признанием аукциона несостоявшимся.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 15 декабря 2021 г. N 040/06/64-1268/2021 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - кондиционеры - антимонопольный орган - аукционная документация - потребительские свойства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021