Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: C.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/64-1969/2021 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении аукциона в электронной форме N 0358300382421000052 "Оказание услуг по вывозу, аппаратному обеззараживанию физическими методами и обезвреживанию централизованным способом необеззараженных медицинских отходов класса Б, кроме анатомических, их сортировке и последующей рекуперации (извлечении полезных компонентов) для последующего применения в качестве вторичного сырья с размещением не подлежащих дальнейшей утилизации обезвреженных медицинских отходов на полигоне для нужд МБУЗ "Детская городская поликлиника N1 города Ростова-на-Дону" в течение 2022 г." (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителя Заявителя - Адамова С.И. (доверенность от 08.12.2021 г. N 19); в отсутствие представителей: Заказчика (уведомлен надлежащим образом, поступило ходатайство от 07.12.2021 г. N 2654 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя), Привлеченного лица (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения Аукционной документации Заказчика. По мнению Заявителя:
- описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку Заказчик в Документации об аукционе указывает на необходимость "рекуперации" отходов, при этом не исключая обеззараживание отходов методом сжигания;
- Заказчик установил избыточные требования к участку по обращению с медицинскими отходами и спецтранспорту, не относящиеся к предмету закупки;
- Заказчиком в нарушение Закона установлено требование о поставке сопутствующих товаров (расходных материалов), при условии, что предметом закупки является оказание услуг.
Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, в которых:
- представил пояснения по доводам жалобы;
- отрицал нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 26.11.2021 г. размещены Извещение и Документация к электронному аукциону, согласно которым:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 06.12.2021 г. 09:00;
- начальная максимальная цена контракта - 248 400,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 06.12.2021 г.: на участие в закупке подано 8 заявок; все участники допущены к процедуре торгов.
В процедуре торгов 08.12.2021 г. приняли 6 участников закупки; наименьшее ценовое предложение составило 108 054,00 руб.
Контракт по итогам закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1. Согласно доводу жалобы, описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку Заказчик в Документации об аукционе указывает на необходимость "рекуперации" отходов, при этом не исключая обеззараживание отходов методом сжигания.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Статьей 33 Закона закреплено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона).
Предметом обжалуемой закупки является - оказание услуг по вывозу, аппаратному обеззараживанию физическими методами и обезвреживанию централизованным способом необеззараженных медицинских отходов класса Б, кроме анатомических, их сортировке и последующей рекуперации (извлечении полезных компонентов) для последующего применения в качестве вторичного сырья с размещением не подлежащих дальнейшей утилизации обезвреженных медицинских отходов на полигоне.
Руководствуясь указанными выше положениями Закона для проведения обжалуемой закупки, Заказчик разработал Документацию об аукционе, в которой представил Техническое задание на оказание услуг (далее - Техническое задание).
В Техническом задании Заказчик поименовал все требования, которые бы удовлетворили потребности Заказчика, одним из которых является рекуперация, т.е. извлечение полезных компонентов из отходов с целью их повторного применения.
Определение утилизации и рекуперации представлено в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закона N 89-ФЗ) - утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"" (далее-СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п./п. и) п. 200 СанПиН 2.1.3684-21 применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения.
Руководящим документом для определения мероприятий, направленных на удовлетворение общественного интереса при обращении с отходами (в том числе - медицинскими) является Приказ Минприроды России от 14.08.2013 г. N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации" который предусматривает мероприятия, снижающие негативное воздействие на окружающую среду:
- утилизация (использование) отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация);
- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и (или) обеззараживание отходов на специализированных установках, предусматривающая уменьшение количества отходов и (или) их опасности для окружающей среды, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- обработка отходов - предварительная подготовка отходов, включая сортировку, разборку, очистку, к дальнейшей утилизации (использованию).
В п. 6 Технического задания установлено, что обеззараживание/обезвреживание медицинских отходов класса Б осуществляется централизованным способом. Обеззараживание медицинских отходов должно осуществляться физическим методом.
Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В закреплены СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно п./п. в) п. 200 СанПиН 2.1.3684-21 физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов.
Понятия "рециклинг", "регенерация", "рекуперация" приведены в ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001).
Пунктом 5.35 ГОСТ 30772-2001 установлено определение рекуперации отходов, под которым понимается деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования.
Из изложенного выше следует, что для извлечения и восстановления ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования не может быть применен физический метод обеззараживания отходов воздействием температурой (сжигание).
30.11.2021 г. в Разъяснении положений документации об электронном аукционе от 30.11.2021 г. N РД1 Заказчик указал: "Так, может быть применен любой метод физического обеззараживания и обезвреживания (в том числе - применение методов воздействия водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным, СВЧ излучением), позволяющий в последующем обеспечить рекуперацию - которая является основанным на законе интересом Заказчиков".
Таким образом, Заказчик при формировании технического задания не исключил физический метод обеззараживания отходов воздействием температурой (сжигание) из Технического задания, указав, что утилизация возможна любым из физических методов, что свидетельствует о том, что описание объекта закупки не носит объективный характер, как закреплено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона и свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 64 Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Ростовского УФАС России от 18.01.2018 г. по делам N 75/03, N 76/03.
Довод жалобы - обоснованный.
2. Заявитель полагает, что Заказчик установил избыточные требования не относящиеся к предмету закупки к участку по обращению с медицинскими отходами и спецтранспорту, не предусмотренные СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Комиссия обращает внимание на следующее.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 г. N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 г. N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 г. N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В п. 5 "Транспортирование медицинских отходов" Технического задания Заказчик указал санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки отходов класса Б: транспортное средство должно быть оснащено: системой видео-регистрации, системой "ГЛОНАСС" и весами.
В п. 13.1 "Видео-регистрация на Спецтранспорте" Технического задания Заказчик указал: "Каждый Спецтранспорт должен быть оборудован системой видео-регистрации, позволяющей производить полный контроль за процессами приема-передачи, взвешивания и транспортировки отходов до места их обезвреживания, и состоящей:
Параметры |
Характеристики |
Количество видеокамер |
Не менее 2-х (фронтальная камера и камера, позволяющая охватывать периметр загрузки и взвешивания медицинских отходов). |
Разрешение |
Не менее 1080 р |
Возможность хранения записываемых данных в полном качестве |
Не менее 2 (два) месяца с даты подписания Акта вывоза медицинских отходов класса "Б" (Приложение N4). |
Исполнитель обязан по запросу Заказчика обеспечить доступ к видеозаписи любого этапа приема-передачи медицинских отходов, взвешивания и транспортировки к участку по обращению с медицинскими отходами в соответствии с установленным сроком хранения такой информации".
Согласно п. 14.11 Технического задания Заказчик указал: "Участок по обращению с медицинскими отходами Исполнителя должен быть оборудован камерами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять контроль за процессами приемки и обезвреживания отходов на объекте размещения".
Согласно п. 15.1 "Система видеонаблюдения на участке по обращению с медицинскими отходами" Технического задания Заказчик указал:
Параметры |
Характеристики |
Разрешение |
Не менее 1080 р |
Количество видеокамер на объекте |
Не менее 3 (трех) штук, с возможностью контроля процесса приемки транспортных контейнеров и наблюдением за "грязной" и "чистой" зонами |
Система должна по запросу предоставлять Заказчику удаленный доступ через веб-сайт Исполнителя, к трансляции в режиме "реального времени" процессов приемки/выгрузки и обезвреживания медицинских отходов. Система видеонаблюдения должна осуществлять хранение архива видеозаписей в течение не менее 30 дней с даты подписания акта оказания услуг по вывозу. |
В п. 15.2 Технического задания Заказчик указал: "В целях осуществления экспертизы оказанных услуг, в соответствии с ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик вправе запросить данные с системы видеонаблюдения, расположенной на участке по обращению с медицинскими отходами, данные с видеорегистратора, расположенного в спецтранспорте. Исполнитель обязан предоставить Заказчику запрашиваемые данные в течение двух рабочих дней".
Заказчик в процессе оказания услуги продолжает оставаться собственником медицинских отходов, в соответствии с действующим законодательством, в частности Федеральным законом N 52-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21 и несет ответственность за экологическую, природоохранную безопасность, за здоровье граждан, участвующих в процессе оказания услуги.
Соответственно требования об оснащении транспортного средства, предназначенного для перевозки необеззараженных отходов класса Б, системой видеорегистрации, системой "ГЛОНАСС" являются необходимыми для контроля действий Исполнителя в процессе оказания услуги.
Установление требования об оснащении транспортного средства, предназначенного для перевозки необеззараженных отходов класса Б, системой видеорегистрации, системой "ГЛОНАСС" согласуется с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
Кроме того, действующее законодательство прямо обязывает Заказчика осуществлять производственный контроль. Так, контролю (визуальному) подлежит оценка санитарного состояния и режима дезинфекции помещений временного хранения и/или участков по обращению с медицинскими отходами, мусоропроводов, контейнерных площадок; соблюдения режимов обеззараживания/обезвреживания; регулярности вывоза отходов.
Для целей осуществления такого объективного контроля предназначена система видеонаблюдения, позволяющая в соответствии с интересом Заказчика осуществлять контроль за количеством отходов - как принятых к транспортировке, так и доставляемых к месту их обеззараживания и обезвреживания.
Использование для указанных целей систем видеонаблюдения на участке по обезвреживанию и обеззараживанию, а также установление требования об оснащении транспортного средства, предназначенного для перевозки необеззараженных отходов класса Б, системой видеорегистрации, системой "ГЛОНАСС", не противоречит ст. 33, ст. 64 Закона, Федеральному закону N 52-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21.
Как указывалось, ранее по тексту решения, Заказчик является собственником образовавшихся отходов до окончания цикла их обеззараживания, утилизации и размещения. Таким образом, Заказчик несет все риски, связанные с возможным ненадлежащим оборотом опасных отходов.
Бесконтрольность обращения медицинских отходов и вытекающая из такой бесконтрольности невозможность осуществлять визуальный контроль, создавала бы невозможность Заказчику как выполнять соответствующие прямые требования санитарного законодательства, так и выполнять обязанности по проверке исполнения заключенных контрактов в смысле Закона о контрактной системе.
Технические характеристики систем видеонаблюдения не являются избыточными и не превышают таковые для обычно употребляемых систем видеонаблюдения (как промышленных, так и бытовых). Каких-либо ограничений по маркам и\или моделям аппаратуры и оборудования Документацией об аукционе не установлено.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что установление вышеприведенного требования исключают возможность заявителя принять участие в закупке.
Аналогичная правовая позиция изложена в решениях Ростовского УФАС России: от 28.08.2018 г. по делу N 1531/03, от 12.01.2018 г. по делу N 2543/03, от 18.01.2018 г. по делу N 75/03, N 76/03, от 21.02.2019 г. по делу N 265/03 и др.
Кроме того, аналогичная правая позиция нашла свое отражение в судебной практике: Постановление АС СКО от 17.12.2018 г. по делу N А53-3250/2018.
Довод жалобы - необоснованный.
3. Согласно довода жалобы Заказчиком в нарушение Закона установлено требование о поставке сопутствующих товаров (расходных материалов), при условии, что предметом закупки является оказание услуг.
В Техническом задании Документации об аукционе Заказчик указал требование о необходимости предоставления расходных материалов в процессе оказания услуги, в том числе: одноразовой и многоразовой тары для сбора и временного хранения медицинских отходов.
Положениями Закона установлено, что для проведения закупки Заказчик разрабатывает Документацию об аукционе в которой устанавливает требования к товарам, необходимым для исполнения условий контракта.
Законодательно не запрещено проведение аукциона на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
Аналогичная правая позиция нашла свое отражение в судебной практике: Постановление АС СКО от 17.12.2018 г. по делу N А53-3250/2018.
Довод жалобы - необоснованный.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст.ст. 99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новые технологии Дона" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, внесении изменений в Документацию о закупке и продлении срока подачи заявок.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 9 декабря 2021 г. N 061/06/64-1969/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021